Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Э.Е, М.А. к Государственному унитарному предприятию "Севэлектроавтотранс имени А.С." о признании приказа об отстранении от работы незаконным, возложении обязанности допустить к работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, денежной компенсации, компенсации морального вреда по кассационной жалобе Э.Е, М.А. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 28.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18.04.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав Э.Е, М.А, судебная коллегия
установила:
Э.Е. и М.А. обратились в суд с иском к Государственному унитарному предприятию "Севэлектроавтотранс имени А.С." (далее - ГУП "Севэлектроавтотранс имени А.С."), в котором просили признать незаконным приказом N от ДД.ММ.ГГГГ об отстранении истцов от работы, взыскать с ответчика утраченный заработок в сумме 89 597, 78 руб, и компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 28.12.2021 в удовлетворении исковых требований Э.Е. и М.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18.04.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Э.Е. и М.А. просят отменить указанные судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы указывают, что суд первой инстанции необоснованно не дал оценки тому факту, что ответчиком нарушено требование трудового законодательства, поскольку истец не выполняет работу, поименованную в перечне, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825, выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при этом суд апелляционной инстанции согласился, что должность работника в этот перечень не включена, но посчитал, что это не имеет значения. Указывают, что судами не дана оценка, что истец М.А. подтвердил направление работодателю информации о том факте, что он переболел коронавирусной инфекцией путем направления в адрес работодателя результатов теста о наличии антител, что не оценено судами в качестве надлежащего доказательства по делу. Обращают внимание, что Э.Е. также имела антитела к коронавирусной инфекции, подтвержденные результатом лабораторных исследований, более того, у нее имелись противопоказания к вакцинации, о чем она сообщала работодателю, выписку из истории болезни не предоставляла, поскольку в соответствии с действующим законодательством имеет право на медицинскую "данные изъяты".
В судебном заседании Э.Е. и М.А. поддержали доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ДД.ММ.ГГГГ между ГУП "Севэлектроавтотранс имени А.С." и Э.Е. заключен трудовой договор N, согласно которому Э.Е. принята на работу Депо-2, отдел эксплуатации водителем троллейбуса 3 класса.
ДД.ММ.ГГГГ между ГУП "Севэлектроавтотранс им. А.С." и М.А. заключен трудовой договор N, согласно которому М.А. принят на работу Депо-2, отдел эксплуатации водителем троллейбуса 3 класса.
Приказом ГУП "Севэлектроавтотранс им. А.С." N от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных мерах по борьбе с распространением коронавирусной инфекции", всем сотрудникам предприятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ для получения допуска к работе с личным присутствием на рабочем месте предоставить своим непосредственным руководителям один из следующих документов: сертификат (медицинская справка) о вакцинации против COVID-2019; QR-код о прохождении вакцинации; справка об отрицательном результате лабораторного исследования методом ПЦР не более чем 7- дневной давности (предоставляется каждые семь дней); справка об отрицательном результате теста на отсутствие антигена SARS-CoV-2, выданная не позднее семи дней назад (предоставляется каждые семь дней); справка из медучреждения о перенесенном заболевании (COVID-2019), выданная не позднее шести месяцев назад; справка из медучреждения о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019). Оплата ПЦР-теста и теста на отсутствие антигена SARS-CoV-2 производится работником самостоятельно (п. 1 Приказа).
Руководителям структурных подразделений предприятия не допускать к исполнению профессиональных (служебных) обязанностей с личным присутствием на рабочем месте сотрудников, не предоставивших один из документов указанных в п. 1 настоящего приказа, с выведением в табеле учета рабочего времени простоя по вине работника (п. 5 Приказа).
Начальнику медицинского учреждения, начальнику отдела материально-технического обеспечения, начальнику отдела закупок (либо лицам их заменяющим) обеспечить в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключение договора с медицинским учреждением по организации лабораторного исследования методом ПЦР для сотрудников предприятия по следующим адресам: Управление - "адрес"; Депо-2 - "адрес", Депо-1 - "адрес", 39, с оплатой услуг по тестированию за счет самих работников. Сотрудники вправе проходить тестирование в любом удобном для них месте (п. 7 Приказа).
Приказом ГУП "Севэлектроавтотранс им. А.С." N от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ N", пункт 1 приказа N от ДД.ММ.ГГГГ изложен в следующей редакции: допускать работников к исполнению профессиональных (служебных) обязанностей с личным присутствием на рабочем месте только при наличии одного из документов: сведений о вакцинации против новой коронавирусной инфекции в течение последних 12 месяцев; сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании новой коронавирусной инфекцией; медицинской справки, подтверждающей наличие медицинских противопоказаний к вакцинации, заверенной лечащим врачом и руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации и отрицательным ПЦР-тестом на наличие возбудителя коронавирусной инфекции (срок действия - не позднее 72 часов после получения результатов исследования). Ответственные - руководители структурных подразделений, либо лица их замещающие.
С указанным приказом N от ДД.ММ.ГГГГ истцы М.А, Э.Е. ознакомлены, о чем имеется их подпись в листке ознакомления.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ГУП "Севэлектроавтотранс им. А.С." организована вакцинация сотрудников с выездом на предприятие прививочных бригад медицинского учреждения.
ДД.ММ.ГГГГ начальником маршрутов Ю.Д, специалистом по эксплуатации В.Л, заместителем начальника Депо-2 по эксплуатации Л.П. составлен акт о том, что водители Депо-2 М.А, Э.Е. в срок не предоставили документы, которые послужили бы допуском на рабочее место (сертификат о вакцинации против COVID-2019; QR-код о прохождении вакцинации; справки об отрицательном результате лабораторного исследования методом ПЦР-тест срок действия не более 72 часов; справки из медучреждения о перенесенном заболевании (COVID-2019), выданной не позднее шести месяцев назад; справки из медучреждения о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации против COVID-2019).
Приказом ГУП "Севэлектроавтотранс им. А.С." N от ДД.ММ.ГГГГ водители троллейбуса М.А, Э.Е. отстранены от работы с ДД.ММ.ГГГГ до момента предоставления своему непосредственному руководителю документов для получения допуска к работе с личным присутствием на рабочем месте. Бухгалтерии не начислять М.А, Э.Е. заработную плату на весь период их отстранения от работы.
Обращаясь в суд с иском Э.Е. и М.А. указывали, что приказ об отстранении от работы не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, работодателем нарушен порядок и основания отстранения работника от работы.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора пришел к верному выводу о том, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не предоставивших отрицательный результат лабораторного исследования материала на новую коронавирусную инфекцию (COVID-2019) методом ПЦР или тестирования на отсутствие антигена SARS-CoV-2 (срок действия справки с результатами - не более семи дней с даты проведения исследования), а также работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID- 19) в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.
Такие выводы суда признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Перечень оснований для отстранения работника от работы приведен в статье 76 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно абзацу 7 части 1 данной нормы трудового права работодатель обязан отстранить работника от работы по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ч. 2 ст. 76 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац 7).
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (абзац 8).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (абзац 9).
Согласно ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации принят Указ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отнесена к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим контрольно-надзорные функции "Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию в сферах осуществления государственного контроля (надзора), и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, участвующих в реализации механизма "регуляторной гильотины", видов федерального государственного контроля (надзора), осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, на которые должен быть распространен механизм "регуляторной гильотины", утвержденным Правительством Российской Федерации 04.07.2019.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", подразумевает деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством РФ для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Так, отсутствие у работника профилактических прививок является основанием для отстранения его от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
В соответствии с подпунктами 1, 4, 5 пункта 1 ст. 44 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя организацию и проведение проверок выполнения юридическими лицами, а также гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения, а также выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно подпункту 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, главный государственный санитарный врач при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделен полномочием выносить мотивированное постановление о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абз. 2); разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (абзац 3).
В соответствии с частями 1, 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена как заболевание, представляющее опасность для окружающих.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников (ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе (ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Согласно пп. "б" п. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. а.2 п. а ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Во исполнение приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Губернатора города Севастополя от 17.03.2020 N-УГ "О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности", которым в том числе утверждены требования к организации деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории города Севастополя.
В соответствии с п. 13 Указа Губернатора г. Севастополя от 17.03.2020 N 14-УГ "О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности" ред. от 30.10.2021, с 15.10.2021 руководители юридических лиц обязаны при осуществлении деятельности, том числе, в сфере пассажирского транспорта (автомобильный транспорт, внутренний водный транспорт), автозаправочных станций, в случае если уровень вакцинации работников против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) - менее 80%, обеспечить допуск работников, не имеющих сертификата о вакцинации против COVID-2019, к исполнению профессиональных (служебных) обязанностей с личным присутствием на рабочем месте на основании отрицательных результатов лабораторного исследования материала на новую коронавирусную инфекцию (COVID-2019) методом ПЦР либо тестирования на отсутствие антигена SARS-CoV-2, организованных работодателем, не реже одного раза в семь календарных дней.
Положениями ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" установлена обязанность индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. В частности, юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 г. N 825.
Новая коронавирусная инфекция (CОVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих". Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nн.
Отсутствие у работника профилактических прививок является основанием для отстранения его от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
Постановлением врио Главного государственного санитарного врача по Республике Крым и г. Севастополю N 162 от 19.10.2021 года, принятым с целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции среди населения города Севастополя в соответствии с пунктом 66 СП 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", определено обеспечение проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, включая лиц, работающих на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у ИП, осуществляющих деятельность в сфере транспорта общего пользования, в том числе, такси.
Согласно п.п. 2.1 п. 2 указанного Постановления, руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории г. Севастополя в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, обеспечить организацию обязательного проведения прививок против новой коронавирусной инфекции сотрудников не менее 80% от штатной численности 1 компонентом до ДД.ММ.ГГГГ, 2 компонентом - до ДД.ММ.ГГГГ.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" подпунктом "б" пункта 1 указано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить: приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Указом Губернатора г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-УГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрен допуск работников к исполнению профессиональных (служебных) обязанностей с личным присутствием на рабочем месте только при предоставлении одного из документов: сертификата о вакцинации против COVID-2019, отрицательного результата лабораторного исследования материала на новую коронавирусную инфекцию (COVID-2019) методом ПЦР либо тестирования на отсутствие антигена SARS-CoV-2 (отсутствие возбудителя болезни - инфекции ковид, а не имунноглобулинов, которые подтверждают только болезнь).
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела по доводам апелляционной жалобы, с учетом приобщения новых доказательств по делу, пришел к верному выводу о том, что наличие у истцов антител к SARS-CoV-2, возбудителю COVID-19, в соответствии с абз. 2 п. 13 Указа Губернатора города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-УГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности", основанием для допуска к работе не является.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 28.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18.04.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Э.Е. и М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.