Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.Д. к администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района о признании права на получение мер социальной поддержки по кассационной жалобе администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 14.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18.04.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав Б.Д. и его представителя по заявлению А.Ю, выслушав представителя Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по доверенности Н.А, судебная коллегия
установила:
Б.Д. обратился в суд с иском к администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, в котором просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки в соответствии с постановлением администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от ДД.ММ.ГГГГ N в виде единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб, единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 руб.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 14.12.2021 исковые требования Б.Д. удовлетворены. Суд постановилпризнать Б.Д. постоянно проживающим в жилом доме по адресу: "адрес" "Б", и пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя ДД.ММ.ГГГГ на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района, признал за Б.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем "адрес" право на оказание единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб, финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 руб, обязал администрацию Темрюкского городского поселения "адрес" включить Б.Д. в список граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя ДД.ММ.ГГГГ на территории Темрюкского городского поселения "адрес", имеющих право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18.04.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района просит отменить указанные судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что истцом не предоставлены бесспорные доказательства для признания полностью утраченного имущества первой необходимости для получения единовременной финансовой помощи, поскольку Актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и Заключением об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан от ДД.ММ.ГГГГ членами комиссии было установлено, что в жилом помещении, по адресу, "адрес""Б" утрачено имущество первой необходимости, в тоже время согласно вышеуказанного заключения уровень воды в доме - 20 см, что не может служить подтверждением полной утраты имущества. Указывает, что в Акте и Заключении есть пометка членов комиссии, о том, что "Затоплена хоз. постройка (летняя кухня)", что противоречит Порядку о предоставлении мер социальной поддержки. Обращает внимание, что в акте комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ имеется возражение председателя комиссии, согласно которому имущество утрачено частично и сумма финансовой помощи предусмотрена в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. Данный акт и заключение комиссии истцом в установленном законом порядке не оспорены, не отменены, не признаны несоответствующими действующему законодательству.
В судебном заседании Б.Д. и его представитель по заявлению А.Ю. возражали относительно доводов кассационной жалобы, представитель Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по доверенности Н.А. поддержала доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Б.Д. является гражданином Российский Федерации, постоянно проживающим в жилом помещении по адресу: "адрес" "Б".
В результате чрезвычайной ситуации - вызванной сильным ливневым дождем на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района 13.08.2021 вышеуказанному жилому помещению и имуществу, находящемуся в нем причинен ущерб, что подтверждается заключением комиссии администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района.
На момент чрезвычайной ситуации он был зарегистрирован в домовладении по адресу: "адрес".
Актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя 13.08.2021 на территории Темрюкского городского поседения Темрюкского района от 23.08.2021 подтверждена полная утрата истцом имущества первой необходимости (холодильник, газовая плита (электроплита), шкаф для посуды, стол, стул (табурет), кровать (диван), телевизор (радио), насос для подачи воды, водонагреватель, котел отопительный (переносная печь)).
Постановлением администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 18.08.2021 N 890 "Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости граждан Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя 13.08.2021 на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района" утвержден порядок оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка пострадавшими являются граждане Российской Федерации, которые, на день введения режима чрезвычайной ситуации постоянно проживали в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором они зарегистрированы по месту жительства, а также нарушение условий жизнедеятельности гражданина в Результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района отказала истцу во включении в списки граждан Российской Федерации, нуждающихся в оказании единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района, вызванной сильным ливневым дождём.
Данный отказ мотивирован тем, что истец не зарегистрирован по месту утраты имущества по адресу: "адрес" "Б".
Не согласившись с позицией администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Б.Д. обратился в суд с иском.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении спора в целях проверки доводов апеллянта качестве новых доказательств приобщены выписка из ЕГРН, копия технического паспорта на домовладение, постановление главы "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации самовольно возведенной летней кухни и пристройки к ней.
Из представленных доказательств следует, что собственником домовладения по адресу: "адрес" "Б" является супруга истца Е.В.
В подтверждение доводов о постоянном проживании в месте подтопления истцом представлены справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная администратором по работе с населением участка N МБУТГП ТР "Общественно - социальный центр" О.Н, справка от 12.11.2021 УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Темрюкскому району, подписанная младшим лейтенантом полиции А.А.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора пришел к верному выводу о том, что отсутствие регистрации в жилом помещении, являющимся постоянным местом проживания, и попавшем в зону чрезвычайной ситуации, не может являться основанием для ограничения истцов в праве на получение мер социальной поддержки, с учётом подтвержденных оснований для предоставления таких мер, и удовлетворение требований истца, будет способствовать реализации гарантированных указанными выше нормами закона прав на своевременнее получение ими причитающихся выплат вследствие чрезвычайной ситуации.
Такие выводы суда признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 8 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления принимают участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Постановлением администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 18.08.2021 N 890 "Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости граждан Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя 13.08.2021 на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района" утвержден порядок оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка пострадавшими являются граждане Российской Федерации, которые, на день введения режима чрезвычайной ситуации постоянно проживали в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором они зарегистрированы по месту жительства, а также нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 2 Порядка граждане, пострадавшие в результате ЧС имеют право на единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб. на каждого пострадавшего человека и финансовую помощь в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в размере 50 000рублей.
При этом для получения единовременной материальной помощи обязательным является одновременное наличие следующих составляющих: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону ЧС и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС.
Для получения финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости обязательным является одновременное наличие следующих составляющих: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону ЧС и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином части или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС.
В силу ст. 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Под постоянным местом жительства понимается место, где гражданин обосновался в силу сложившихся обстоятельств. Под местом преимущественного проживания понимается место, где гражданин проживает больше, чем в других местах, либо вынужден в этом месте находиться в силу сложившихся обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона).
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Закона граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым статьи 2 Закона определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Абзацем восьмым статьи 2 Закона установлено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания.
Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 14.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18.04.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.