Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Бетрозовой Н.В, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Биткеева Ц.А. к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании незаконным и отмене решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе Биткеева Ц.А, поступившей в суд 29 июля 2022 г, на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Биткеев Ц.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия (далее - МВД по Республике Калмыкия) о признании незаконным и отмене решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата).
В обоснование заявленных требований истец указал, что 20 декабря 2012 г. в период прохождения службы в органах внутренних дел с семьей в составе четырех человек (он, супруга, две дочери) поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
10 июня 2021 г. решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудникам подчиненных территориальных органов МВД России на районном уровне, подразделений и организаций МВД по Республике Калмыкия (далее - комиссия МВД по Республике Калмыкия), утвержденным распоряжением МВД по Республике Калмыкия от 25 июня 2021 г. N 121р, он с составом семьи из 4 человек снят с учета для получения единовременной социальной выплаты в связи с усмотрением в его действиях факта намеренного ухудшения жилищных условий в 2012 г. с целью постановки на учет для её получения.
Считает указанное решение незаконным, поскольку при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты названной комиссией каких- либо нарушений выявлено не было, на протяжении более восьми лет вопрос о законности его постановки на учет под сомнение не ставился.
С 8 апреля 2002 г. по 31 августа 2012 г. он со своей семьей был зарегистрирован в принадлежащем его матери жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 123, 45 кв. м, которое в 2014 г. было продано. С 31 августа 2012 г. и по настоящее время он с семьей зарегистрированы в принадлежащем третьим лицам жилом помещении общей площадью 55, 3 кв. м.
На основании изложенного просил признать незаконным указанное решение, утвержденное распоряжением МВД по Республике Калмыкия от 25 июня 2021 г. N 121р, в части снятия его и членов его семьи с учета лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложить на ответчика обязанность восстановить его с составом семьи 4-х человек на учете на получение единовременной социальной выплаты с 20 декабря 2012 г.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 января 2022 г. в удовлетворении исковых требований Биткеева Ц.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 апреля 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Биткеев Ц.А. до 17 июня 2014 г. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации в должности инспектора дорожно-патрульной службы отдельного батальона дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия.
В целях реализации права на обеспечение жилым помещением Биткеев Ц.А. 26 октября 2012 г. обратился в комиссию МВД по Республике Калмыкия с заявлением о принятии его с составом семьи из 4-х человек на учет для получения единовременной социальной выплаты. По результатам рассмотрения заявления комиссией принято решение, оформленное протоколом от 19 декабря 2012 г. N 35, о принятии истца на учет для получения единовременной социальной выплаты. Указанное решение утверждено распоряжением МВД по Республике Калмыкия от 20 декабря 2012 г. N 502р.
Решением комиссии от 10 июня 2021 г, утвержденным распоряжением МВД по Республике Калмыкия от 25 июня 2021 г. N 121р, Биткеев Ц.А. с членами своей семьи снят с учета для получения единовременной социальной выплаты ввиду совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий, со ссылкой на пункт 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223; статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ от 19 июля 2011 г. "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании представленных истцом документов комиссией установлено, что в период с 8 апреля 2002 г. по 31 августа 2012 г. Биткеев Ц.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с супругой Биткеевой М.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочерями Биткеевой Э.Ц, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Биткеевой Н.Ц, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял на постоянном регистрационном учете в жилом помещении общей площадью 123, 45 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности его матери - Биткеевой Е.Д.
С 31 августа 2012 г. Биткеев Ц.А. и члены его семьи постоянно зарегистрированы в домовладении, принадлежащем Арманову А.Н, площадью 55, 3 кв.м, расположенном по адресу: "адрес". В жилом помещении помимо истца и его семьи зарегистрированы собственник помещения Арманов А.Н, а также члены его семьи Арманова Д.А, Арманов А. А.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент постановки на учет Биткеев Ц.А. правом на получение единовременной социальной выплаты не обладал в связи с совершением им действий по ухудшению жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, пятилетний срок после которых на дату постановки на учет не истек, а потому был правомерно снят с указанного учета.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает названные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неверном толковании норм материального права.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2), одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3). Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
проживает в общежитии;
проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила).
Пунктом 19 Правил регламентированы основания снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты.
Так, в соответствии с названным пунктом Правил в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты:
а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа;
б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере;
в) в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты;
г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет);
д) в случае прекращения сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Данный пункт Правил содержит исчерпывающий перечень оснований снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты и расширительному толкованию не подлежит.
Положениями части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе, действия, связанные:
с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
с обменом жилыми помещениями;
с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
с выделением доли собственниками жилых помещений;
с отчуждением жилых помещений или их частей.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что совершение сотрудником органов внутренних дел или членом его семьи действий, имеющих целью получение единовременной социальной выплаты в большем размере, является основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо снятия с такого учета на основании подпункта "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223.
Между тем, положения данных норм материального права судом апелляционной инстанции применены не правильно.
Сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, суд должен создать условия для всестороннего и полного рассмотрения дела путем формирования предмета доказывания; определить, какие обстоятельства имеют значение для дела и какой из сторон подлежит их доказывать; определить круг фактического и доказательственного материала, необходимого для разрешения дела, разъясняя лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждая о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий в соответствии с положениями гражданского процессуального закона (статьи 12, 56, 57, 67 и другие взаимосвязанные статьи ГПК РФ).
Данные процессуальные требования распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Как следует из выписки из протокола N11 заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам подчиненных территориальных органов МВД России на районном уровне, подразделений и организаций МВД по Республике Калмыкия, Биткеев Ц.А. состоит на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 20 декабря 2012 г. на основании распоряжения N502.
С 31 августа 2012 г. по настоящее время Биткеев Ц.А. и члены его семьи зарегистрированы и проживают в отдельном жилом помещении общей площадью 55, 3 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности третьим лицам.
Сведений о наличии в собственности истца либо членов его семьи какого-либо жилого помещения материалы дела не содержат.
Комиссия установила, что с 8 апреля 2002 г. по 31 августа 2022 г. Биткеев Ц.А, Биткеев М.В, Биткеева Э.Ц, с 2006 г. по 31 августа 2012 г. Битцеева Н.Ц. были зарегистрированы и проживали в отдельном жилом помещении общей площадью 123, ;5 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащее матери пенсионера Биткеева Ц.А, в связи с чем пришла к выводу, что Биткеев Ц.А. намеренно ухудшил жилищные условия в 2012 году с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты установлен перечень документов, необходимых для принятия сотрудника и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты. К таким документам в том числе относятся копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы (подпункт "е" пункта 5 названных правил).
При наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений (пункт 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
При выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, комиссия возвращает их сотруднику с указанием причин возврата (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что комиссия выполняет в том числе следующие функции: проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных сотрудником в соответствии с пунктом 5 Правил (подпункт "а" названного пункта), направляет в случае необходимости запрос в определяемое Министерством внутренних дел Российской Федерации уполномоченное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации для получения справки о предоставлении сотруднику единовременной выплаты по прежним местам прохождения службы, а также в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной социальной выплаты (подпункт "б" пункта 14 Правил); принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета (подпункт "в").
Между тем, в материалах гражданского дела отсутствует копия материалов учетного дела Биткеева Ц.А, в связи с чем не представляется возможным установить, какие именно сведения были представлены Биткеевым Ц.А. при постановке на учет, осуществлялась ли их проверка в установленном законом порядке.
Также заслуживают внимания доводы кассационной жалобы истца, что в период с 2010 по 2012 годы он с семьей фактически проживал с "адрес" "адрес" в связи с прохождением им службы, с матерью совместно не проживал, общее хозяйство не вел, мать членом его семьи не является, а снятие с регистрационного учета не является преднамеренным действием по ухудшению жилищных условий.
Согласно статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении, и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В силу приведенных выше норм права, суд должен был установить, проживал ли истец на момент подачи заявления о предоставлении единовременной социальной выплаты совместно с матерью, изменился ли состав членов семьи истца, когда именно и в связи с чем, составляет ли обеспеченность жилой площадью каждого члена семьи истца Биткеева Ц.А. менее учетной нормы, предусмотренной пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Суды первой и апелляционной инстанции при разрешении спора данные юридически значимые обстоятельства не установили, в результате неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные отношения, пришли к необоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Биткеева Ц.А.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 20 апреля 2022 г. с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 20 апреля 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Бетрозова
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.