дело N 2-107/2022
8г-30837/2022
г. Краснодар
10 ноября 2022 года
Резолютивная часть определения объявлена 10 ноября 2022 года.
Определение в полном объеме изготовлено 17 ноября 2022 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С, судей Комбаровой И.В, Песоцкого В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ухановой Наталии Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 июля 2022 года по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" к Ухановой Наталии Владимировне о взыскании задолженности, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, объяснения представителя истца - Ригерта А.Н. (ордер от 10 ноября 2022 года), просившего кассационную жалобу удовлетворить, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (далее - истец, общество) обратилось в суд с иском к Ухановой Наталии Владимировне (далее - ответчик, Уханова Н.В.) о взыскании задолженности, образовавшейся в связи с начислениями за несанкционированное вмешательство в прибор учета газа в период с 21 января 2021 года по 20 апреля 2021 года в размере 247 609 руб. 28 коп. и государственной пошлины в размере 5 704 руб. 50 коп.
Решением Кущевского районного суда Краснодарского края от 28 февраля 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 июля 2022 года решение Кущевского районного суда Краснодарского края от 28 февраля 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены - с Ухановой Н.В. в пользу общества взысканы задолженность, образовавшаяся в связи с начислением за несанкционированное вмешательство в прибор учета газа за период с 21 января 2021 года по 20 апреля 2021 года, в размере 247609 руб. 28 коп. и государственная пошлина в размере 5704 руб. 50 коп.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Уханова Н.В. обратилась в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на незаконность и необоснованность судебных актов. Признаки вмешательства в работу прибора учета отсутствуют. Доводы ответчика о целостности пломб оставлены без внимания. Установка пломб обеспечивает сохранность счетного механизма и исключает вмешательство в его работу. Возложение на ответчика ответственности с применением к задолженности коэффициента 10 неправомерно.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу об отмене обжалуемого судебного акта суда второй инстанции.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции.
Как усматривается из материалов дела, Уханова Н.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"
Общество является поставщиком газа для коммунально-бытовых нужд граждан на территории Краснодарского края и поставляет ответчице - Ухановой Н.В. - газ, которая обязана своевременно производить оплату за потребленное количество газа.
По указанному адресу установлен прибор учета газа СГМН 1 G6, N 9163174, производитель ОАО "Минский механический завод им. С.И. Вавилова", дата выпуска 10 сентября 2019 года. Данный прибор допущен в эксплуатацию и опломбирован.
Истцом в адрес ответчицы направлено уведомление о проведении контрольной проверки с указанием даты и времени - 13 апреля 2021 года в 13 час. 00 мин. По согласованию с ответчиком дата и время проверки были перенесены на 20 апреля 2021 года в 14 час. 00 мин.
20 апреля 2021 года представителем общества осуществлен выход по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, ст-ца Кущевская, ул. Советская, 124, с целью контрольной проверки, в ходе проверки были сняты показания прибор учета газа, которые составили 1762 куб. м, проверены наличие и сохранность пломб, установленных поставщиком газа, проверена пломба завода изготовителя, а также проверен прибор учета газа на целостность корпусных деталей и на воздействие магнитного поля. После того, как абонент и представители поставщика убедились, что газоиспользуемое оборудование (котел) работает, диск младшего разряда счетного механизма регистрирует расход газа, поднесли магнитное устройство к верхней поверхности счетчика и стали перемещать его по поверхности. В результате указанных действий произошла остановка цифр арифмометра счетного механизма, прибор учета газа перестал регистрировать расход газа при работающем газоиспользующем оборудовании.
По данному факту составлен акт N 1368 от 20 апреля 2021 года, в котором зафиксированы результате обследования, а именно: что "счетчик реагирует на магнитное поле, под воздействием магнита счетчик останавливается при работающем газовом оборудовании. Установлено вмешательство п.81 постановления Правительства РФ N 354". Данный акт подписан участвующими в проверке лицами.
По итогу проверки и выявленного нарушения ответчице за период с 21 января 2021 года по 20 апреля 2021 года произведено начисление по установленным нормативам с превышающим k10, (за минусом предоставленных объемов абонентом 17 марта 2021 года - 170 куб. м и 19 апреля 2021 года - 142 куб. м, которые он оплатил) 37459, 80 куб. м х 6, 61 руб. (тариф) = 247609 руб. 28 коп.
Направленное ответчице досудебное требование от 22 июля 2021 года об оплате задолженности оставлено без исполнения, что послужило основанием предъявления настоящего иска.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар", суд первой инстанции с учетом положений статей 539, 543 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354) исходил из того, что в пункте 6.10 ГОСТа Р 8.915-2016, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 июля 2016 года, отсутствует указание на то, что реагирование счетного механизма на магнитное поле свидетельствует о несанкционированном вмешательстве абонента в работу прибора учета, в акте не указан способ воздействия магнитного поля, его сетевая частота и (или) напряженность, в каких условиях и каким образом устанавливалось воздействие магнитного поля на счетный механизм прибора учета газа, отсутствуют данные о том, что проверка работоспособности счетчика, при воздействие на корпус магнитного поля, проводилась в соответствии с пунктом 9.6 ГОСТа Р 8.915-2016, в актах не указано какой силы был магнит, не указан сертификат соответствия магнита.
Отменяя решение суда, Краснодарский краевой суд, установив, что акт N 1368 от 20 апреля 2021 года составлен с соблюдением пункта 59 Правил поставки природного газа и в присутствии потребителя; приняв во внимание, что счетчик, установленный в домовладении, принадлежащем ответчице, реагирует на магнитное поле, под воздействием магнита счетчик останавливается при работающем газовом оборудовании; констатировав, что после проверки в принадлежащем ответчице домовладении был установлен и введен в эксплуатацию новый прибор учета газа, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания долга.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции признает, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учётом особенностей, предусмотренных главой 39 названного кодекса.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьёй 195 ГПК РФ, то есть должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления Пленума).
Между тем апелляционное определение вышеуказанным требованиям закона не соответствует.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из положений статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учётом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учёта энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Как предусмотрено частью 1 статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании положений статьи 25 Закона N 69-ФЗ на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.
Раздел VII Правил N 354 определяет порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний.
Согласно пункту 80 Правил N 354 учёт объёма коммунальных услуг осуществляется с использованием индивидуальных приборов учёта. К использованию допускаются приборы учёта утверждённого типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В подпунктах "г", "д" пункта 34 Правил N 354 предусмотрено, что потребитель обязан в целях учёта потребленных коммунальных услуг использовать приборы учёта, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку и обеспечивать проведение поверок приборов учёта в сроки, установленные технической документацией на прибор учёта.
В силу пунктов 81(1) и 81(13) Правил N 354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу; при проведении исполнителем, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета проверке подлежит, в том числе целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора, наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; нарушение таких показателей признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета; при обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета; если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги; такой перерасчет производится за период не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10. Потребитель в случае выхода прибора учёта из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя.
Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения поверок, порядок и условия приостановления исполнения договора предусмотрены и определены Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549 (далее - Правила поставки газа).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 21 Правил поставки газа абонент обязан незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учёта газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учёта газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учёта газа.
Исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введённых в эксплуатацию приборов учёта (подпункт "а" пункта 82 Правил N 354).
Как установлено пунктом 24 Правил поставки газа, при наличии приборов учёта газа определение объёма поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учёта газа.
Определение объёма потреблённого газа осуществляется по показаниям прибора учёта газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учёта газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учёта газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учёта газа присоединён к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учётом периодичности её проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учёта газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учёта газа находится в исправном состоянии (пункт 25).
Правилами поставки газа случаи несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта прямо не урегулированы, поэтому в данном случае подлежат применению Правила N 354.
В соответствии с пунктом 81(12) Правил N 354 прибор учёта считается вышедшим из строя в случаях: б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учёта; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учёта.
В абзаце 6 пункта 81 (11) Правил N 354 предусмотрено, что нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
В соответствии с пунктом 28 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549 (далее - Правила N 549) в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.
В случае, если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Удовлетворяя иск, апелляционный суд исходил из содержащихся в акте N 1368 от 20 апреля 2021 года сведений, согласно которым счетчик реагирует на магнитное поле, под воздействием магнита счетчик останавливается при работающем газовом оборудовании.
Вместе с тем, под неисправностью контрольно-измерительных приборов понимают такое состояние этих приборов, при котором они не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации, включая требование о наличии на приборе учета газа пломб завода-изготовителя, с оттисками этого предприятия, соответствующими времени его изготовления.
Нарушение целостности пломб свидетельствует о возможности несанкционированного (без согласия поставщика газа) доступа как к счетному механизму, так и к месту крепления прибора учета газа, что равным образом ведет к недостоверности результатов средства измерения, даже если оно с технической точки зрения полностью исправно и соответствует установленным метрологическим требованиям.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции оставил без внимания доводы ответчика об отсутствии на приборе учета следов вмешательства, целостности установленных на приборе пломб (т. 1 л. д. 67-68, 72-76, 110-115).
Необходимо отметить, что ни Правилами N 354, ни Правилами N 549, ни каким-либо другим законом не установлено положений о том, что абонент по договору поставки газа для коммунально-бытовых нужд либо по договору оказания коммунальных услуг может отвечать за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в рамках такого договора при отсутствии признаков своей вины. Отсутствуют и положения, согласно которым на абонента возлагались бы обязанности нести ответственность за действия третьих лиц.
Из этого следует, что применение положений абзаца 6 пункта 81(11) Правил N 354 либо абзаца 2 пункта 28 Правил N 549 в отношении абонента возможно только при наличии его вины (умысла или неосторожности).
Таким образом, суду необходимо было установить, обоснованно ли истцом определено, что прибор учёта газа ответчика вышел из строя по вине потребителя и задолженность за поставку газа исчислена исходя из объёма, рассчитанного на основании нормативов потребления.
Отношения между поставщиком газа и его потребителем регулируются, в том числе, и Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", неправильное составление акта проверки, на которое ссылался ответчик, нарушает её право на получение качественной услуги, бремя доказывания правомерности действий в этом случае возлагается на истца, являющегося поставщиком услуги.
Возражая против иска, Уханова Н.В. указывала, что несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта, а именно нарушения пломб прибора учёта газоснабжения не было; контрольная пломба поставщика не имела повреждений, при этом в акте проверки не отражено наличие признаков вмешательства в работу прибора учёта потребления газа; измерительное и газопотребляющее оборудование на момент проверки соответствовало договору, состояние пломб не нарушено; узел учета газа соответствовал требованиям национальных стандартов; по результатам визуального осмотра узла учета газа механических повреждений выявлено не было; заводская пломба счетчика признаков внешнего воздействия не имеет; какие-либо вмешательства извне либо изменения в конструкцию счетчика не производились.
Между тем судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам ответчика о том, что реакция прибора учета на магнитное поле могла быть связана лишь с конструктивной особенностью данного счетчика при его производстве и не является основанием для признания прибора учета непригодным к использованию.
Следует иметь ввиду, что предусмотренный пунктом 81(11) Правил N 354 способ расчета размера платы за коммунальные услуги, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента, применяется, когда объем коммунальных ресурсов не может быть достоверно определен по показаниям приборов учета в связи с несанкционированным вмешательством в их работу, то есть в случаях неучтенного потребления коммунального ресурса.
При этом, исходя из буквального толкования приведенной нормы, повышающий коэффициент 10 применяется к объему коммунального ресурса, рассчитанному по нормативу.
Стоимость потребления коммунальных ресурсов при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета потребителем в нежилом помещении взыскивается ресурсоснабжающей организацией (абзац десятый пункта 81(11) Правил N 354).
Норма пункта 81(11) Правил N 354 являлась предметом судебного контроля (апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2019 года N АПЛ19-105). Закрепленное в оспариваемой норме Правил N 354 правовое регулирование исходит из презумпции того, что лицо, имеющее возможность обеспечить сохранность прибора учета, но сознательно допустившее нарушение требований к его эксплуатации, осуществляет сверхнормативное потребление коммунального ресурса. Следовательно, установленный абзацем шестым пункта 81(11) Правил N 354 способ расчета размера платы за коммунальные услуги применим в случаях, когда объем потребленного коммунального ресурса не может быть достоверно определен по показаниям прибора учета в связи с невыполнением потребителем предусмотренной Правилами N 354 обязанности по обеспечению надлежащего состояния прибора учета, установленного в его жилом помещении, то есть в случаях безучетного потребления коммунального ресурса.
В этой связи суд кассационной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
Расчетный порядок определения стоимости безучетного потребления ресурса, с одной стороны, направлен на защиту интересов добросовестной ресурсоснабжающей (сетевой) организации, не имеющей из-за нарушения абонентом правил пользования энергией возможности установить фактическое ее потребление, а с другой стороны, обеспечивает предупреждение и пресечение неучтенного потребления энергии недобросовестным абонентом, стимулирует такого абонента к своевременному заключению договоров энергоснабжения, а также к оборудованию им своих объектов энергопотребления приборами учета и надлежащему их содержанию.
Определение законодателем подлежащей взысканию ресурсоснабжающей организацией с абонента стоимости объема безучетного потребления в общей сумме, без разделения на плату за фактически полученный ресурс и на имущественную санкцию за нарушение установленных правил пользования энергии, в то же время в силу пункта 1 статьи 541 и пункта 1 статьи 544 ГК РФ не может лишать абонента права относимыми и допустимыми доказательствами подтвердить фактическое потребление энергии в спорном периоде в меньшем объеме.
В этом случае разница между стоимостью расчетного объема неучтенного потребления и стоимостью доказанного абонентом объема фактического потребления составит величину ответственности абонента за нарушение правил пользования энергией.
В свою очередь, эта ответственность может быть уменьшена на основании статей 333, 404 ГК РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 декабря 2021 года, стоимость неучтенного потребления энергии может быть уменьшена судом при доказанности абонентом объема фактического потребления энергии и наличии оснований для снижения его ответственности за допущенные при бездоговорном или безучетном потреблении нарушения правил пользования энергией, при условии необходимости взыскания составляющей, являющейся мерой гражданско-правовой ответственности, чрезмерность которой может быть установлена судом.
При рассмотрении соответствующих исков, указанные обстоятельства должны включаться в круг обстоятельств, подлежащих установлению по делу.
В данном деле взыскание стоимости безучетно потребленной электроэнергии, определенной расчетным путем, произведено судом второй инстанции без выяснения вопроса о чрезмерности той ее части, которая является мерой гражданско-правовой ответственности.
Приведённое свидетельствует об уклонении суда апелляционной инстанции от рассмотрения возражений ответчика вопреки требованиям процессуального закона (статья 327, часть 1 статьи 327.1 и пункт 5 части 2 статьи 329 ГПК РФ), определяющим порядок, пределы рассмотрения дела судом апелляционной инстанции и содержание постановления суда апелляционной инстанции, и, соответственно, об уклонении от проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции и от рассмотрения дела по существу.
Такой формальный подход апелляционного суда к рассмотрению настоящего дела противоречит положениям статей 67, 71, 195 - 198 ГПК РФ, согласно которым при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьёй 2 названного кодекса.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов истца как лица, участвующего в деле, а также свидетельствуют о том, что суд апелляционной инстанции возложенную на него Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации обязанность по проверке законности и обоснованности решения суда первой инстанции не выполнил.
В настоящем случае Краснодарским краевым судом при постановлении апелляционного определения не соблюдены требования о законности и обоснованности судебного акта, а потому допущенные нарушения являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебного постановления, вследствие чего принятое по делу апелляционное определение нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.6 - 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 июля 2022 года отменить.
Направить дело на новое апелляционное рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи И.В. Комбарова
В.В. Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.