Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Думушкиной В.М, судей Ивановой Е.В, Косарева И.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования город Армавир в интересах неопределенного круга лиц к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности содержать принадлежащее имущество, по кассационной жалобе представителя федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Хохулиной Любовь Михайловны на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 18 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Думушкиной В.М, пояснения представителя ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ Крутько Е.В, поддержавшей требования кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, пояснения представителя администрации МО г. Армавир Войтик А.Е, возражавшей против удовлетворения требований кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
администрация МО г. Армавир в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования г. Армавир обратилась с иском к ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России о возложении обязанности по обеспечению формирования земельных участков под многоквартирными домами и содержании принадлежащего имущества в надлежащем состоянии.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что правообладателем земельных участков, расположенных в районе "Военного городка" в г..Армавире с кадастровыми номерами N площадью 164000 кв.м. и N площадью 11500 кв.м, является ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России. На указанных земельных участках, являющихся федеральной собственностью, которые переданы в ведение Министерства обороны РФ, расположены жилые и нежилые помещения, используемые для нужд МО РФ, многоквартирные дома различной этажности, которым присвоены следующие адреса: "адрес" Тротуары и дороги, расположенные в пределах Военного городка г..Армавира, не соответствуют требованиям ГОСТа, имеют неровности и дефекты дорожного покрытия, ямы и выбоины. Вышеуказанные земельные участки не были переданы в муниципальную собственность, в связи с чем администрация муниципального образования г..Армавир не имеет возможности произвести работы по благоустройству данной территории за счет средств местного бюджета, тогда как за ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ закрепляется обязанность по содержанию данной территории. Ответчик ранее письмом от 23.10.2014 г..сообщал о том, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:38:0105026:3 осуществляются кадастровые работы, которые до настоящего времени не завершены. В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108005:4 решение о включении кадастровых работ в техническое задание к государственному контракту принято не было и письмом от 06.02.2015 г..ответчик сообщил, что указанный земельный участок используется ОАО "Военторг-Юг", в связи с чем его передача в муниципальную собственность невозможна. Ответчик, как правообладатель земельных участков, должен подготовить проекты планировки территории земельных участков.
Министерством обороны РФ отказано в подготовке проекта межевания территории и предложено провести указанные работы за счет средств местного бюджета. В адрес администрации поступают жалобы граждан о ненадлежащем состоянии дорожного покрытия, при этом ответчик не выполняет обязанности по содержанию вышеуказанной территории.
Поскольку Министерство обороны РФ должным образом не обеспечивает содержание территорий "Военного городка" в надлежащем состоянии, администрация муниципального образования г. Армавир в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратилась в суд с настоящим иском.
Решением Армавирского городского суда г. Краснодара от 18.01.2022 г. исковые требования администрации МО г. Армавир удовлетворены - на ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ возложена обязанность обеспечить формирование земельных участков под многоквартирными домами, расположенными в границах земельных участков с кадастровыми номерами: N содержать земельный участок с кадастровым номером N площадью 164 000 кв.м, (категория земельного участка - земли населенных пунктов), расположенный в "адрес", в надлежащем состоянии, а именно, произвести ремонт тротуаров, восстановить ограждения для безопасного перехода граждан, уложить (отремонтировать) дорожное покрытие для проезда автотранспорта в соответствии с требованиями действующих норм и правил.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02.06.2022 г. решение Армавирского городского суда г. Краснодара от 18.01.2022 г. оставлено без изменения.
Представителем ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ по доверенности Хохулиной Л.М. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановленных по делу решения и апелляционного определения ввиду существенного нарушения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права. Текст кассационной жалобы содержит требование о принятии судом кассационной инстанции по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование требований кассационной жалобы ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ указано, что судами обеих инстанций не дана должная оценка обстоятельствам дела и не применены подлежащие применению нормы материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Представитель ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ Крутько Е.В. в ходе судебного заседания требования кассационной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Представитель администрации МО г. Армавир Войтик А.Е. в ходе судебного заседания возражала против удовлетворения требований кассационной жалобы.
Иные участники в судебное заседание истец не явились.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Из материалов дела следует, что ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России является правообладателем земельного участка, расположенного в г. Армавире Краснодарского края, в границах кадастрового квартала, с кадастровым номером N площадью 164000 кв.м. и земельного участка, расположенного в "адрес" с кадастровым номером N, площадью 11500 кв.м, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании ответчика с сентября 2015 г. Границы вышеуказанных земельных участков до настоящего времени не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
На указанных земельных участках, являющихся федеральной собственностью и находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании ответчика, расположены жилые и нежилые помещения, используемые для нужд МО РФ, и многоквартирные дома различной этажности, которым присвоены следующие адреса: "адрес".
Тротуары и дороги, расположенные в пределах вышеуказанных земельных участков на территории военного городка г. Армавира, не соответствуют требованиям ГОСТа, имеются неровности и дефекты дорожного покрытия, ямы и выбоины.
На администрацию муниципального образования г. Армавир возложена обязанность обеспечивать решение вопросов местного значения, но поскольку земельные участки с кадастровыми номерами N площадью 164000 кв.м, и N площадью 11500 кв.м, не были переданы в муниципальную собственность, в силу того что правообладателем является ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, администрация МО г. Армавир не имеет возможности произвести работы по благоустройству данной территории и решению вопросов местного значения за счет средств местного бюджета.
Для решения вопроса передачи из государственной собственности РФ в муниципальную собственность вышеуказанных земельных участков, в пределах которых расположены многоквартирные жилые дома микрорайона, администрацией муниципального образования г. Армавир с 2014 г. направлялись обращения на имя Министра обороны РФ, в администрацию Краснодарского края, в Государственную Думу РФ о необходимости принятия мер и оказания содействия в определении границ земельных участков и дальнейшего их раздела с последующей передачей в муниципальную собственность.
Согласно письму от 23.10.2014 г. ФГКУ "Северо-кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в соответствии с техническим заданием Министерства обороны РФ от 05.12.2013 г. N 203, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Краснодарскому краю в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:38:0105026:3 осуществляются кадастровые работы. При этом кадастровые работы до настоящего времени так и не были завершены.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:38:0108005:4 решение о включении кадастровых работ в техническое задание к государственному контракту, заключенному между Министерством обороны РФ и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТП" принято не было.
Согласно сведениям ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ земельный участок с кадастровым номером 23:38:0108005:4 используется ОАО "Военторг-Юг", в связи с чем, его передача в муниципальную собственность невозможна.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:38:0105026:3 и 23:38:0108005:4 находятся в постоянном (бессрочном) пользовании) ответчика, в связи с чем, пришел к выводу, что подготовка проекта планировки территории должна осуществляться именно правообладателем земельных участков.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции произведенными с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права не установил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
Согласно п. "д" ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находится федеральная государственная собственность и управление ею.
Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества, в связи с чем ее интересы включают в себя вопросы сохранности федеральной собственности.
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" МО РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
МО РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, функции: а) осуществляет от имени РФ юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций; б) осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; г) производит в установленном порядке изъятие у учреждений излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении учреждений, находящихся в ведении МО РФ; е) осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций в собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность; ж) закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством РФ; л) организует в установленном порядке работы по изъятию и закреплению земельных участков, резервированию земель для нужд Вооруженных Сил РФ, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты (пп. а, б, г, е, ж, л п. 2 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом").
Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ РФ от 08.12.2011 г. N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" безвозмездной передаче в собственность субъекта РФ либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения (в том числе сети инженерно-технического обеспечения), жилые помещения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, жилых помещений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся: 1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); 2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Указанное военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта РФ либо в собственность соответственно поселения, городского округа, муниципального района, на территориях которых расположено такое имущество, с учетом функционального назначения такого имущества и положений ст. 26.11 ФЗ РФ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и ст. 50 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 2 ФЗ РФ N 423-ФЗ).
В силу ч. 2.1 ст. 2 ФЗ РФ N 423-ФЗ одновременно с передачей в собственность субъекта РФ либо муниципальную собственность указанного в ч. 1 настоящей статьи имущества, за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, передаче подлежит земельный участок, на котором расположено указанное имущество и который необходим для его использования.
Передача в собственность субъекта РФ либо муниципальную собственность указанного имущества без передачи земельного участка, на котором оно расположено, не допускается.
Положениями ч. 1 ст. 3 ФЗ РФ N 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ, войск национальной гвардии РФ, органов государственной охраны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и подведомственных им организаций.
В случае, если в границах земельных участков наряду с военным недвижимым имуществом, указанным в ч. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, расположены объекты, перечисленные в п. 4 ч. 2 настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ, войск национальной гвардии РФ, органов государственной охраны, подведомственных им организаций до принятия предусмотренного ч. 1 настоящей статьи решения обеспечивает образование земельного участка или земельных участков, занятых объектами, перечисленными в п. 4 ч. 2 настоящей статьи, проведение кадастровых работ в отношении такого земельного участка или таких земельных участков, а также представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав), документов, необходимых для постановки такого земельного участка или таких земельных участков на государственный кадастровый учет (ч. 4 ст. 3 ФЗ РФ N 423-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка, указанного в ч. 4 настоящей статьи, до его постановки на государственный кадастровый учет подлежит согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ либо органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых подлежит безвозмездной передаче военное недвижимое имущество. Отказ в согласовании границ указанного земельного участка или указанных земельных участков допускается только в случае нарушения при его или их образовании требования, установленного ч. 5 настоящей статьи (ч. 6 ст. 3 ФЗ РФ N 423-ФЗ).
Таким образом, первоочередным вопросом, влияющим на передачу военного недвижимого имущества в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность, является определение границ земельного участка под такими объектами.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России суды пришли к правильному выводу о том, что ответчик действий по оформлению правоустанавливающих документов для формирования земельных участков для его последующей передачи не производит, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
Кроме того, суд обоснованно возложил обязанность по содержанию имущества в надлежащем состоянии, а именно, произвести ремонт тротуаров, восстановить ограждения для безопасного перехода граждан, уложить (отремонтировать) дорожное покрытие для проезда автотранспорта в соответствии с требованиями действующих норм и правил.
Приведенные ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России в кассационной жалобе доводы уже являлись предметом рассмотрения судов обеих судебных инстанций. Указанные доводы сводятся к несогласию кассатора с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, в связи с чем основанием к отмене решения и апелляционного определения являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Результаты оценки доказательств судами обеих инстанций отражены в судебных постановлениях, в которых приведены мотивы, по которым суды пришли к соответствующим выводам.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (ст. 198 и ст. 330 ГПК РФ). Переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты, не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Из материалов дела следует, что обстоятельства дела установлены судами на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности. Изложенные в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела. Собранные по делу доказательства соответствуют правилам относимости и допустимости, данная им судом оценка соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, применив к правоотношениям сторон нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения сторон, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Выраженное ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями существенных (фундаментальных) нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России судебные постановления являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, регламентирующими спорные правоотношения.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Каких-либо фундаментальных нарушений, в том числе и норм гражданского процессуального закона, влекущих отмену оспариваемых судебных актов, при рассмотрении судом данного дела не допущено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения требований кассационной жалобы ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России.
Руководствуясь ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 18 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Хохулиной Любови Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий В.М. Думушкина
Судьи Е.В. Иванова
И.Э. Косарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.