Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Евтифеевой О.Э, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Алтайского края, поданную 25 октября 2022 года, на решение Локтевского районного суда Алтайского края от 17 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 31 августа 2022 года
по административному делу N 2а-3/2022 по административному исковому заявлению прокурора Локтевского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению ветеринарии Алтайского края, Правительству Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения прокурора Волковой А.Г, полагавшей судебные акты не подлежащими отмене, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Локтевского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению ветеринарии Алтайского края, Правительству Алтайского края о признании незаконным бездействия Правительства Алтайского края по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на объекты размещения биологических отходов, расположенных на территории Локтевского района Алтайского края: 1) скотомогильник, находящийся в северо-восточной части с. Устьянка Локтевского района, площадью. 0, 3 га, удаление от фермы - 3 км, от пастбища - 2 км, водоема. - 3 км, дороги - 3 км.; 2) скотомогильник, находящийся в юго-восточной части с. Новенькое Локтевского района, площадью 0, 25 га, удаление от фермы - 500 м, от пастбища - 3 км, водоема - 4 км, дороги - 7 км.; 3)скотомогильник, находящийся в северо-восточной части с. Локоть Локтевского района, площадью 0, 3 га, удаление от фермы - 3 км, от пастбища - 2 км, водоема - 3 км, дороги - 3 км.; 4) скотомогильник, находящийся в северо-западной части с. Александровка Локтевского района, площадью 0, 2 га, удаление от фермы - 1, 5 км, от пастбища - 1:км, водоема - 0, 6 км, дороги - 3 км.;5)скотомогильник, находящийся в юго-восточной части с. Николаевка Локтевского района, площадью 0, 3 га, удаление от фермы - 1500 м, от пастбища - 6 км, водоема - 5 км, дороги - 2 км.; 6)скотомогильник, находящийся в юго-восточной части с. Золотуха Локтевского района, площадью 0, 15 га, удаление от фермы - 1, 5 км, от пастбища - 0, 5 км, водоема - 2, 5 км, дороги - 0, 5 км.; 7) скотомогильник, находящийся в юго-западной части с. Успенка Локтевского района, площадью.250 кв.м, удаление от пастбища - 0, 5 км, водоема - 2, 5 км, дороги - 1, 5 км.; 8)скотомогильник, находящийся в юго-западной части с.
Советский Путь Локтевского района, площадью 0, 25 га, удаление от фермы - 0, 7 км, от пастбища - 1 км, водоема - 10 км, дороги - 0, 8 км.; 9) скотомогильник, находящийся в западной части с. Гилево Локтевского района, площадью 120 кв.м, удаление от фермы - 800 м, от пастбища - 500 м, водоема - 1000?м, дороги - 500 м.; 10)скотомогильник, находящийся в юго-западной части с. Георгиевка Локтевского района, площадью 0, 15 га, удаление от фермы -1, 2 км.; 11) скотомогильник, находящийся в с. Покровка Локтевского района, площадью 500 кв.м, удаление от фермы - 3 км, от пастбища - 2 км, водоема - 2 км, дороги - 350 м.; 12) скотомогильник, находящийся в юго-восточной части с. Ермошиха Локтевского района, площадью 0, 25 га, удаление от фермы - 1, 5 км, от пастбища - 1, 5 км, водоема - 5 км, дороги - 2, 5 км.; 13)скотомогильник, находящийся в восточной стороне от населенного пункта п. Масальского Локтевского района, площадью 500 м.* 500 м, удаление от фермы - 5.км, от пастбища - 500 м, водоема - 5 км, дороги - 3 км.; 14)скотомогильник, находящийся в юго-западной части п. Кировский Локтевского района, площадью 0, 3 га, удаление от фермы - 3 км, от пастбища - 1, 2 км, - водоема - 7 км, дороги - 0, 5 км.; 15) скотомогильник, находящийся на северо-западной стороне с. Вторая Каменка Локтевского района, площадью 400 кв.м, удаление от фермы - 1, 5 км, от пастбища - 1 км, водоема-1, 5 км, дороги-1, 5 км.; 16) скотомогильник, находящийся в юго-восточной части с. Самарка Локтевского района, площадью 0, 2 га, удаление от фермы - 3 км, от пастбища - 7 км, водоема - 500 м, дороги - 1 км.; 17)скотомогильник, находящийся в 1125 метров г: Горняка Локтевского района, площадью 324 кв.м;, удаление от пастбища - 1 км, водоема - 10 км, дороги - 0, 8 км.
Возложении на Правительство Алтайского края обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на вышеуказанные объекты размещения биологических отходов Локтевского района Алтайского края. Возложении на Управление имущественных отношений Алтайского края обязанности включить в реестр имущества государственной собственности Алтайского края сведения об указанных выше объектах размещения биологических отходов Локтевского района Алтайского края. Возложении на Управление ветеринарии Алтайского края обязанности в срок не позднее 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить на скотомогильниках Локтевского района Алтайского края, расположенных на территории Устьянского, Новенского, Локтевского, Александровского, Николаевского, Золотухинского, Успенского, Новомихайловского, Гилевского, Ермошихинского, Масальского, Кировского, Второкаменского, Самарского сельсоветов Локтевского района Алтайского края изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных в соответствии с требованиями пункта 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469, а именно установить ограждения на скотомогильниках Локтевского района Алтайского края, расположенных на территории Устьянского, Новенского, Локтевского, Александровского, Николаевского, Золотухинского, Успенского, Новомихайловского, Гилевского, Ермошихинского, Масальского, Кировского, Второкаменского, Самарского сельсоветов Локтевского района Алтайского края.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что вышеуказанные скотомогильники являются бесхозяйным имуществом, их состояние не отвечает требованиям действующего законодательства, что создает угрозу заражения земель населенных пунктов заразными для людей и животных инфекциями, возникновения болезней животных, массовых отравлений населения, возникновения чрезвычайной ситуации, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Доступ посторонних физических лиц и животных к указанным скотомогильникам не ограничен.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Локтевского района Алтайского края, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Управление Росреестра по Алтайскому краю), Министерства сельского хозяйства Алтайского края, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, администрации Устьянского сельсовета, администрации Новеньского сельсовета, администрации Локтевского сельсовета, администрации Александровского сельсовета, администрации Николаевского сельсовета, администрации Золотухинского сельсовета, администрации Успенского сельсовета, администрации Новомихайловского сельсовета, администрации Георгиевского сельсовета, администрация Покровского сельсовета, администрация Ермошихинского сельсовета, администрации Масальского сельсовета, администрации Кировского сельсовета, администрации Второкаменнского сельсовета, администрации Самарского сельсовета, администрации г. Горняка.
Решением Центрального района города Барнаула Алтайского края от 21 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 20 апреля 2022 года, заявленные требования удовлетворены частично.
В кассационной жалобе Правительство Алтайского края ставит вопрос об отмене решения Локтевского районного суда Алтайского края от 17 мая 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 31 августа 2022 года в части удовлетворения заявленных требований, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает на отсутствие бездействия Правительства Алтайского края при установленных по делу обстоятельствах, принятие 14.09.2020 постановления об утверждении порядка ликвидации на территории Алтайского края неиспользуемых скотомогильников. Ссылается на то, что в компетенцию Правительства не входит обязанность по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности объектов биологических отходов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационного представления, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Удовлетворяя требования административного истца частично, суд первой инстанции исходил из установленного факта бездействия Правительства Алтайского края, нарушающего конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, создающего угрозу их здоровью, поскольку именно Правительство Алтайского края, как собственник спорных скотомогильников, с учетом Устава Алтайского края, Положения об учете государственного имущества Алтайского края, а также положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 14 мая 1993 N 4979-1 "О ветеринарии" обязано было принять меры для постановки на кадастровый учет скотомогильников и регистрации права собственности в органах Росреестра на указанные объекты захоронения биологических отходов.
Руководствуясь статьей 4 Положения об учете государственного имущества Алтайского края и ведении реестра государственного имущества Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 9 ноября 2011 года N 634, согласно которой учет краевого имущества и ведение реестра осуществляет управление имущественных отношений Алтайского края, суд первой инстанции обязанность по внесению сведений в реестр государственного имущества Алтайского края об объектах захоронения биологических отходов, расположенных на территории Заринского района, возложил на управление имущественных отношений Алтайского края.
Удовлетворяя требования к Управлению ветеринарии Алтайского края, суд первой инстанции исходил из того, что на спорные скотомогильники, которые были созданы до введения в действие 1 января 2021 года Ветеринарно-санитарных правил, распространяются требования действовавших ранее Ветеринарно-санитарных правил, которые при эксплуатации скотомогильников не исполнялись, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Управление ветеринарии по Алтайскому краю обязанности организовать мероприятия по недопущению доступа к скотомогильникам.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета. В соответствии с подпунктом "ц" пункта 2 статьи 26.11 этого же закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В силу пункта 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Таким образом, суды, удовлетворяя требования прокурора, правомерно исходили из того, что расположенные на территории региона скотомогильники (биотермические ямы) должны находиться в краевой собственности и содержаться за счет средств соответствующего бюджета.
Судами обоснованно учтено, что установление собственника биологически опасного объекта, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, приведет к эффективному обеспечению реализации гарантированных государством конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и на охрану здоровья.
Скотомогильник - это определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (пункт 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 27).
В пункте 49 "ГОСТ Р 22.0.04-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения", утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 года N 643-ст, под скотомогильником понимается место для захоронения трупов сельскохозяйственных и домашних животных, павших от эпизоотии или забитых в порядке предупреждения ее распространения.
Пункт 24 Ветеринарно-санитарных правил от 26 октября 2020 года N 626 закрепляет возможность захоронения умеренно опасных биологических отходов в скотомогильниках или отдельно стоящих биометрических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 года.
Учитывая, что решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных отнесено к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации, вопреки доводам жалобы, исполнение спорных обязанностей по надлежащему содержанию скотомогильников отнесено именно к полномочиям Правительства Алтайского края, которые оно надлежащим образом не выполняет.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования к Правительству Алтайского края, суды обоснованно исходили из того, что на момент вынесения решения суда право собственности Алтайского края в отношении спорных скотомогильников не зарегистрировано, какие-либо действия в указанном направлении не реализованы.
Таким образом, довод кассационной жалобы об отсутствии бездействия со стороны Правительства Алтайского края противоречит нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Принятие Правительством Алтайского края 14.09.2020 постановления N394 "Об утверждении порядка ликвидации на территории Алтайского края неиспользуемых скотомогильников" не исключает бездействие административного ответчика, не освобождает от исполнения вышеприведенных требований действующего законодательства, которое не предусматривает исключений в правоприменении.
Сведения о ликвидации спорных скотомогильников административным ответчиком не представлены, соответственно, они подлежат оформлению в собственность Алтайского края, а также приведению в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных и санитарно-эпидемиологических правил.
Вопреки доводам кассатора оспариваемыми судебными актами на Правительство Алтайского края обоснованно возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на названные скотомогильники с учетом того, что осуществление указанных действий напрямую отнесено к полномочиям Правительства Алтайского края в соответствии с пунктом 2 статьи 34, статьи 84, подпунктов 1, 4, 9 пункта 2 статьи 86 Устава (Основной Закон) Алтайского края, пунктов 21, 24 Положения об учете государственного имущества Алтайского края и ведении реестра государственного имущества Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 9 ноября 2011 года N 634. Кроме того, судебными актами обязанность по непосредственному включению в реестр государственного имущества Алтайского края сведений о спорных скотомогильниках возложена на другого административного ответчика - Управление имущественных отношений Алтайского края.
В целом доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, повторяют правовую и процессуальную позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Локтевского районного суда Алтайского края от 17 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 31 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.