Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 марта 2004 г. N А44-2796/03-С15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Дмитриева В.В., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от федерального государственного унитарного дорожного эксплутационного предприятия N 77 Старева Ю.А. (доверенность от 16.03.2004),
рассмотрев 18.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 21.11.2003 по делу N А44-2796/03-С15 (судья Пестунов О.В.),
установил:
Федеральное государственное унитарное дорожное эксплутационное предприятие N 77 (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области (далее - налоговая инспекция) от 18.08.2003 N 145 о привлечении Предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 96 169 руб. штрафа и требования об уплате налога по состоянию на 18.08.2003 N 74.
Решением от 21.11.2003 заявленные Предприятием требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда.
По мнению подателя жалобы, положения пункта 5 статьи 6 Закона от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон от 18.10.91 N 1759-1) о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные пунктом 1 данной статьи, а также положения законов субъектов Российской Федерации, устанавливающие ставки налога, превышающие ставки, установленные указанным законом, утрачивают силу и не подлежат применению с 10.04.2002, то есть с момента провозглашения Определения Конституционного Суда Российской Федерации N 104-О. Возврат излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств за счет бюджета 2003 года может повлечь его неисполнение и приведет к нарушению прав и свобод других граждан. Кроме того, на протяжении спорного периода Предприятие уплачивало налог по ставкам, установленным Областным Законом Новгородской области от 09.12.2000 N 156-ОЗ "О ставках налога с владельцев транспортных средств" (далее - Закон от 09.12.2000 N 156-ОЗ) и не высказывало сомнений в правомерности их применения.
Представитель Предприятия, ссылаясь на необоснованность доводов кассационной жалобы, просит оставить решение суда без изменения.
Представитель налоговой инспекции, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, установил следующее.
Предприятие в 2000-2002 годах, исходя из ставок налога с владельцев транспортных средств, установленных Законом от 09.12.2000 N 156-ОЗ, исчислило и уплатило налог. Налогоплательщик представил измененные декларации за 2000-2002 годы, поскольку согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О положение пункта 5 статьи 6 Закона от 18.10.91 N 1759-1 о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих ставки, установленные в Законе от 18.10.91 N 1759-1, признано не подлежащим применению, поскольку не соответствует Конституции Российской Федерации. Установленные Законом от 09.12.2000 N 156-ОЗ ставки налога также не подлежат применению, так как превышают ставки, установленные Законом от 18.10.91 N 1759-1. По итогам 2000-2003 годов Предприятие излишне уплатило в 2000-2001 годах 612 026 руб. 07 коп., за 2002 год - 482 993 руб. 54 коп. Кроме того, основываясь на положениях Указа Президента Российской Федерации от 04.08.97 N 822 и Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.97 N 1182 о деноминации рубля и изменении масштаба цен, Предприятие сочло возможным произвести перерасчет ставок налога, установленным пунктом 1 статьи 6 Закона от 18.10.91 N 1759-1 с применением коэффициента 0,001.
Согласно имеющейся в материалах дела копии лицевого счета Предприятия налоговый орган приняв измененные декларации отразила в лицевом счете по состоянию на 01.07.2003 сумму налога 612 026 руб. 07 коп. как переплату.
В июле 2003 года налоговый орган провел камеральную проверку по вопросам соблюдения Предприятием законодательства о налогах и сборах по налогу с владельцев транспортных средств за 2000-2002 годы.
В ходе проверки установлено занижение налога с владельцев транспортных средств в 2000 году на сумму 129 093 руб. 75 коп., в 2001 году на сумму 481 885 руб. 28 коп., о чем составлен акт от 25.07.2003 N 145.
Предприятие представило возражения по акту проверки, которые были рассмотрены налоговым органом.
В результате проверки налоговая инспекция вынесла решение от 18.08.2003 N 145 о привлечении Предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 96 169 руб. штрафа. Также данным решением Предприятию предложено уплатить 1 093 972 руб. 57 коп. налога с владельцев транспортных средств, 93 203 руб. 27 коп. пеней.
На основании решения налоговый орган выставил требование от 18.08.2003 N 74 об уплате налоговой санкции, а также требование об уплате налога по состоянию на 18.08.2003 N 74.
Предприятие с данными решением и требованиями не согласилось и обратилось в арбитражный суд.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 10.04.2002 N 104" следует читать "от 10.04.2002 N 104-О"
Суд, удовлетворяя требования Предприятия, указал на то, что согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104 положение пункта 5 статьи 6 Закона от 18.10.91 N 1759-1 о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих ставки, установленные в Законе от 18.10.91 N 1759-1, признано не подлежащим применению, поскольку не соответствует Конституции Российской Федерации. Установленные Законом от 09.12.2000 N 156-ОЗ ставки налога также не подлежат применению, так как превышают ставки, установленные Законом от 18.10.91 N 1759-1. Кроме того, имеется несоответствие выводов налоговой проверки и решения налогового органа, что является нарушением и в соответствии с пунктом 6 статьи 101 НК РФ является основанием для отмены решения налогового органа. Действия Предприятия по перерасчету ставок налога, установленных Законом от 18.10.91 N 1759-1 с применением коэффициента 0,001 в связи с проводившейся в 1998 году деноминацией и изменением масштаба цен неправомерны, поскольку установление налоговой ставки производится соответствующими органами государственной власти посредством соответствующей процедуры.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования Предприятия, правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 (с последующими изменениями и дополнениями) установленные пунктом 1 данной статьи ставки налога с владельцев транспортных средств, полностью зачисляемого в территориальные дорожные фонды, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 той же статьи налог уплачивается ежегодно в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.
Предприятие исчислило сумму налога, исходя из ставок, установленных статьей 1 Закона от 09.12.2000 N 156-ОЗ, которой предусмотрены более высокие ставки налога с владельцев транспортных средств, чем пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1.
Согласно Определения Конституционного суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104 положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих ставки, установленные в Законе Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1, как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.2001, утрачивает силу и не подлежит применению, поскольку не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3).
В соответствии со статьей 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции Российской Федерации, не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации, не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
В определении от 04.12.2000 Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что на граждан, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства, но чьи дела также были разрешены на основании актов, признанных неконституционными, распространяется положение части третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которым решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях, то есть с использованием закрепленных другим законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов.
Таким образом, после вступления в силу Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О, нормативные акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие повышенные ставки налога с владельцев транспортных средств, применяться не могут. Кроме того, не подлежат исполнению решения судов и иных органов, вынесенные на основании этих нормативных актов.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О имеется ссылка на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97, которым признано неконституционным установление субъектами федерации повышенных ставок налога по отношению к таким ставкам, установленным федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим кодексом.
При таких обстоятельствах решение налогового органа о привлечении Предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 96 169 руб. штрафа, а также о доначислении 1 093 972 руб. 57 коп. и начислении 93 203 руб. 27 коп. является неправомерным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога и ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Формальные нарушения требований пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации сами по себе не являются основанием для признания требования недействительным. В частности, требование может быть признано недействительным, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога или если оно составлено с существенными нарушениями данной нормы права. Так как у Предприятия отсутствовала обязанность по уплате налога, суд также правомерно признал требование об уплате налога по состоянию на 18.08.2003 N 73 недействительным.
При таких обстоятельствах, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт соответствует действующему законодательству, а, следовательно, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 21.11.2003 по делу N А44-2796/03-С15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 марта 2004 г. N А44-2796/03-С15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника