Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3511/2022 (УИД 24RS0056-01-2022-000930-45) по иску Шишкиной Дарьи Владимировны к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения" о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты, обязании назначить выплату
по кассационной жалобе Шишкиной Дарьи Владимировны на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 27 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 августа 2022 г.
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Центрального районного суда г. Красноярска при участии представителя Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения" по доверенности Емандыкова Сергея Николаевича
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения представителя Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения" по доверенности Емандыкова Сергея Николаевича, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шишкина Дарья Владимировна (далее по тексту - Шишкина Д.В.) обратилась в Центральный районный суд г. Красноярска с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения" (далее по тексту - КГКУ "Управление социальной защиты населения") о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет, обязании принять решение о назначении выплаты.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 27 апреля 2022г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 августа 2022 г, в удовлетворении исковых требований Шишкиной Д.В. отказано.
Шишкина Д.В. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Центрального районного суда г. Красноярска от 27 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 августа 2022 г. отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование кассационной жалобы Шишкина Д.В. указала на незаконность и необоснованность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций. На рассмотрение уполномоченному органу она передала перечень договоров на оказание юридических услуг, согласно которым она оказывала в период с 1 июля 2020 г. по 30 июня 2021 г. юридические услуги различным гражданам. Денежные средства получала в безналичном порядке на расчетный счет (справки из банков прилагались), акты выполненных работ содержали описание с помесячным описанием выполненных работ. В отношении супруга представлялись сведения о доходах за аналогичный период в виде отплаты услуг от компании ООО "Трест" на расчетный счет индивидуального предпринимателя. Она и ее супруг получали доходы согласно подпункту "ф" постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" и ей не может быть отказано в назначении выплаты на основании отсутствия дохода. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Шишкина Д.В, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание в том числе, организованное с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Центрального районного суда г. Красноярска, не явилась, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Шишкина Д.В. 18 ноября 2021г. обратилась в территориальное отделение КГКУ "Управление социальной защиты населения" по Октябрьскому району в г. Красноярске с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Уведомлением от 25 ноября 2021г. Шишкиной Д.В. отказано в назначении указанной выплаты по причине отсутствия дохода в указанный период.
Шишкина Д.В, указав на незаконность отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты по причине отсутствия доходов, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 41, 227 Налогового кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2021 г..N 140 "О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г..N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г..N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", постановлением Правительства Красноярского края от 31 марта 2020 г..N 184-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г..N 507-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и установив, что супруг истца ФИО8. является индивидуальным предпринимателем с 18 августа 2011 г, по сведениям налоговых деклараций, представленных индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы, полученными в рамках единой системы межведомственного электронного взаимодействия, у ФИО9. доход за 2019 г..и 2020 г..отсутствовал, представленные истцом в подтверждение дохода договоры об оказании юридических услуг за 2020 г..и 2021 г, заключенные с ней, а также с ФИО10 сведения о переводе денежных средств, акты о выполнении юридической услуги по консультированию заказчика за 2021 г..не подтверждают получение дохода в том смысле, который нормативно-правовыми актами относил бы эти доходы к доходам, позволяющим иметь право на получение социальной поддержки от
государства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, отклонив доводы апелляционной жалобы истца как основанные на неверном применении норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм действующего законодательства.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (пункт 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1 этого указа).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 названного указа ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В абзаце первом подпункта "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Правительству Российской Федерации предписано до 1 апреля 2020 г. утвердить основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, типовую форму заявления о назначении ежемесячной выплаты, предоставив гражданам возможность выбора способа обращения за ее назначением, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Правительством Российской Федерации 31 марта 2020 г. принято постановление N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".
В пункте 1 основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных названным постановлением Правительства Российской Федерации, указано, что они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - ежемесячная выплата), а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Согласно пункту 2 основных требований ежемесячная выплата осуществляется в размере: 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - величина прожиточного минимума для детей), - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - величина прожиточного минимума на душу населения); 75 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения;
В пункте 9 основных требований указано, что заявление о назначении ежемесячной выплаты подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты (далее - уполномоченный орган.
Одновременно с заявлением заявителем представляются в зависимости от сложившейся у него жизненной ситуации документы (сведения), указанные в пункте 13 основных требований.
Основания для отказа в назначении ежемесячной выплаты перечислены в пункте 16 основных требований.
В пункте 21 основных требований указаны виды доходов семьи, полученные в денежной форме, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22 основных требований).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Шишкиной Д.В, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, обоснованно исходили из отсутствия у ответчика оснований для назначения ежемесячной выплаты Шишкиной Д.В. в связи с непредставлением допустимых доказательств наличия доходов у семьи в расчетный период, представленные Шишкиной Д.В. в подтверждение дохода договоры об оказании юридических услуг сведениями налогового органа не подтверждены.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Красноярска от 27 апреля 2022г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шишкиной Дарьи Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.