Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Варнавской Л.С, Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-668/2022 (УИД 54RS0005-01-2021-005750-35) по исковому заявлению Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратуры к муниципальному унитарному предприятию г. Новосибирска "Спецавтохозяйство" о признании незаконным бездействия, по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области к муниципальному унитарному предприятию "Спецавтохозяйство", мэрии г. Новосибирска о понуждении исполнения требований санитарного законодательства
по кассационной жалобе представителя муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "Спецавтохозяйство" Анфимова Д.А. на решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 19 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Новосибирская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд в интересах Российской Федерации, муниципального образования, неопределенного круга лиц с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию г. Новосибирска "Спецавтохозяйство" (далее по тексту - МУП г. Новосибирска "САХ"), в котором просила суд признать незаконным бездействие МУП г. Новосибирска "САХ", выразившееся в непринятии действий по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользования, санитарно-эпидемиологического законодательства, обязать МУП г. Новосибирска "САХ" устранить нарушения требований законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: установить санитарно-защитную зону полигонам ТКО "Левобережный" и ТКО "Гусинобродский", привести указанные полигоны в соответствие требованиям СанПиН 2.1.3684-21 (вести заполнение полигонов путем чередования ТКО и грунта, с прокладыванием дренажных труб, осуществлять очистку и сброс фильтрата в отдельные устройства с его последующей очисткой и удалением в систему канализации или сбросом после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов, обеспечить полигоны системой сброса и отвода биогаза).
В обоснование требований указано, что МУП г. Новосибирска "САХ" эксплуатирует полигоны ТКО "Левобережный" и ТКО "Гусинобродский" на основании лицензии на деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности от 10 мая 2016 г. N N.
Для полигона ТКО "Левобережный" МУП г. Новосибирска "САХ" разработан проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, на который по результатам санитарно- эпидемиологической экспертизы выдано экспертное заключение от 25 мая 2017 г. N N, на основании которого Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области было выдано положительное заключение от 5 июля 2017 г. N N.
Однако, МУП г. Новосибирска "САХ" в установленный законом срок с заявлением об установлении полигону ТКО "Левобережный" санитарно-защитной зоны или о прекращении существования ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны в уполномоченный орган не обратилось.
В нарушение указанных требований для полигона ТКО "Гусинобродский" санитарно-защитная зона также не была установлена.
Ссылается на то, что бездействием МУП г. Новосибирска "САХ", выразившемся в не устранении нарушений природоохранного законодательства и санитарно-эпидемиологического законодательства, создается угроза причинения вреда здоровью человека и окружающей среде, нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области обратилось в суд с иском к МУП г. Новосибирска "САХ", мэрии г. Новосибирска, в котором с учетом уточнения исковых требований, просило суд обязать МУП г. Новосибирска "САХ" в срок 25 марта 2022 г. установить санитарно-защитную зону для полигона ТКО "Гусинобродский", обязать мэрию г. Новосибирска выделить денежные средства на организацию в установленном порядке санитарно-защитной зоны для полигона ТКО "Гусинобродский" МУП г. Новосибирска "САХ" в срок до 1 сентября 2022 г, устранить нарушения в срок до 1 января 2025 г.
В обоснование требований указанно, что по результатам проверки в период с 18 июня 2020 г. по 17 июля 2020 г. было установлено, что МУП г. Новосибирска "САХ", имеющее источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не соблюдает режим территории санитарно-защитной зоны предприятия, в санитарно-защитной зоне предприятия размещена жилая застройка на расстоянии 150 м в юго-восточном направлении и на расстоянии 190 м в южном направлении.
Решением Кировского районного суда г. Новосибирска от 19 мая 2022 г. исковые требования Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратуры и Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие МУП г. Новосибирска "САХ" по не устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользования, санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
На МУП г. Новосибирска "САХ" возложена обязанность в срок до 1 января 2025 г. устранить нарушения требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования, санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а именно:
- установить санитарно-защитную зону полигону ТКО "Левобережный";
- установить санитарно-защитную зону полигону ТКО "Гусинобродский";
- привести полигоны ТКО "Левобережный" и ТКО "Гусинобродский" в соответствие требованиям СанПиН 2.1.3684-21 (вести заполнение полигонов путем чередования ТКО и грунта, с прокладыванием дренажных труб, осуществлять очистку и сброс фильтрата в отдельные устройства с его последующей очисткой и удалением в систему канализации или сбросом после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов, обеспечить полигоны системой сбора и отвода биогаза).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 августа 2022 г. решение изменено в части установления срока для устранения нарушений, срок устранения нарушений указан до 1 января 2024 г.
В кассационной жалобе и дополнениях к кассационной жалобе представитель МУП г. Новосибирска "Спецавтохозяйство" Анфимов Д.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений в связи с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения от прокуратуры Новосибирской области и от представителя Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области Чернышовой И.Д.
В заседании суда кассационной инстанции представитель МУП г. Новосибирска "Спецавтохозяйство" Анфимов Д.А. доводы кассационной жалобы и дополнения к ней поддержал.
Представитель истца прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г.Новосибирске, г.Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошников С.О. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что на основании лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 10 мая 2016 г. N N, МУП г. Новосибирска "САХ" эксплуатирует полигоны ТКО "Левобережный" и ТКО "Гусинобродский".
Для полигона ТКО "Левобережный" МУП г. Новосибирска "САХ" разработан проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, на который по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы выдано экспертное заключение от 25 мая 2017 г. N N, на основании которого Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области было выдано положительное заключение от 5 июля 2017 г. N N на расчетную санитарно-защитную зону полигона ТКО "Левобережный".
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области от 11 июня 2020 г. N 1024 с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения проведена проверка деятельности МУП г. Новосибирска "САХ", по результатам которой было установлено, что МУП "САХ", имеющее источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (полигон ТКО "Гусинобродский" имеет 9 источников выбросов) не соблюдает режим территории санитарно-защитной зоны предприятия, в санитарно-защитной зоне предприятия размещена жилая застройка на расстоянии 150 м. в юго- восточном направлении и 190 м. в южном направлении, согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" N N от 20 апреля 2018 г. по проекту предварительной (расчетной) санитарно-защитной зоны для полигона ТКО "Гусинобродский" МУП "САХ" по "адрес"; не обеспечило работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах (полигон ТКО), не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.
17 июля 2020 г. по результатам проверки МУП г. Новосибирска "САХ" выдано предписание об устранении выявленных нарушений N N, в том числе предписывающее принять меры по организации санитарно-защитной зоны полигона ТКО "Гусинобродский", согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, СанПиН 2.1.6.1032-01, Правил установления санитарнозащитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, со сроком исполнения 17 февраля 2021 г.
7 сентября 2020 г. в отношении МУП г. Новосибирска "САХ" составлен протокол N N об административном правонарушении по части 1 статьи 6.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 17 декабря 2020 г. МУП г. Новосибирска "САХ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области от 19 февраля 2021 г. N 424 с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основании истечения срока исполнения ранее выданного предписания N N от 17 июля 2020 г. проведена проверка деятельности МУП г. Новосибирска "САХ", по результатам которой выявлено неисполнение предписания об устранении нарушений N N от 27 июля 2020 г.
25 марта 2021 г. по результатам проверки МУП г. Новосибирска "САХ" выдано предписание об устранении выявленных нарушений N N, в том числе предписывающее принять меры по установке санитарно-защитной зоны полигона ТКО "Гусинобродский", согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно- защитных зон, со сроком исполнения 25 марта 2022 г.
15 апреля 2021 г. в отношении МУП г. Новосибирска "САХ" составлен протокол N N об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
1 сентября 2021 г. и 21 сентября 2021 г. Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области совместно с Новосибирской природоохранной прокуратурой в целях соблюдения требований санитарно- эпидемиологического законодательства и оценки наличия признаков административных правонарушений при эксплуатации полигонов "Левобережный" и "Гусинобродский" проведена проверка, в ходе которой установлено, что МУП г. Новосибирска "САХ" при эксплуатации полигонов ТКО "Левобережный" и "Гусинобродский" допущено нарушение требований пунктов 250, 251, 252, 264 СанПин 2.1.3684-21.
По результатам проверки в адрес МУП г. Новосибирска "САХ" внесено представление N N от 19 октября 2021 г, предусматривающее выполнение мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
Разрешая спор, суды исходили из установленного факта бездействия ответчика по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользования, санитарно-эпидемиологического законодательства в ходе эксплуатации полигонов ТКО "Левобережный" и ТКО "Гусинобродский", в связи с чем пришли к выводу о возложении на ответчика обязанности по устранению допущенных нарушений. При этом, суд первой инстанции установилсрок для устранения нарушений до 1 января 2025 г. Суд апелляционной инстанции, не согласившись с установленным сроком, определилего до 1 января 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду гарантировано в статьях 41 и 42 Конституции Российской Федерации.
Одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть, такого состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, тем самым достигается реальная реализация права граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (преамбула, абзац второй статьи 1, абзац второй статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии с абзацем десятым статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрены обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Пунктами 1 и 3 статьи 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, вступивших в силу 15 марта 2018 г, правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
Указанные Правила определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (пункт 1 Правил).
Пункт 3 Правил (в редакции, действовавшей до 12 марта 2022г.) предусматривал, что решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны: а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию; б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
Пункт 3 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 3 марта 2022 г. N286, действующей с 13 марта 2022г.) предусматривает, что решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.
Пунктами 14 - 17 Правил предусмотрен порядок подачи и перечень необходимых документов для разрешения вопросов об установлении санитарно-защитной зоны.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 введена в действие с 1 марта 2008 г. новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), и требования данных санитарных правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в силу предписаний статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязательны к выполнению индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, при этом СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 с 15 марта 2018 г. действуют в части, не противоречащей Правилам N 222.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В соответствии с пунктом 13 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г..N342-Ф3 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2025 г..определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2024 г..обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов.
До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.
Выводы судов основаны на указанных нормах материального права, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам, установленным по делу, не противоречат.
Суды установив, что ответчик при эксплуатации полигонов ТКО в нарушение санитарно-эпидемиологических норм и требований не принял необходимых и достаточных мер к организации специальной территории с особым режимом использования - санитарно-защитных зон вокруг полигонов твердых коммунальных отходов, эксплуатируемые полигоны по заполнению не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.3684-21, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, пришли к правомерному выводу, что допущенные нарушения подлежат защите в судебном порядке путем возложения на ответчика обязанностей по их устранению.
Доводы кассационной жалобы о том, что на ответчика возложена обязанность, которая не входит к его полномочия, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых судебных постановлений.
Как следует из содержания указанных выше норм материального права, установление, изменение, прекращение санитарно-защитной зоны представляет целый комплекс мероприятий, обязанность по исполнению которых законом возложена на владельца объекта, в отношении которого подлежит установлению санитарно-защитная зона, и только решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон по заявлению заинтересованного лица принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны. При этом, на ответчика оспариваемыми судебными постановлениями не возложена обязанность по принятию решения, относящегося к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Доводы кассационной жалобы о том, что истцами не подтвержден объем и характер нарушения прав неопределенного круга лиц, отклоняется как несостоятельный, поскольку и в силу положений статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая опасность планируемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, экологический вред, причиняемый окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, презимюруется.
Вопреки доводам кассационной жалобы установленный судом апелляционной инстанции срок для устранения ответчиком нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства не противоречит положениям Федерального закона от 3 августа 2018 г. N342-Ф3 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также иным нормативным актам, регулирующим спорные правоотношения.
Довод кассационной жалобы о неподсудности спора судам общей юрисдикции и необходимости рассмотрения дела арбитражным судом подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
К компетенции арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
Согласно положениям пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают, в том числе, исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Из анализа указанных положений следует, что для отнесения гражданского спора к подсудности арбитражного суда возникший спор должен носить экономический характер, то есть спорное материальное правоотношение должно возникнуть в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, основополагающими критериями отнесения гражданских споров к подсудности арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав участников спора.
Из материалов дела следует, что спор не носит экономического характера, а вытекает из экологических правоотношений, требования заявлены в интересах неопределенного круга лиц, соответственно, в том числе, в интересах граждан, в связи с чем, исходя из характера спорных правоотношений и субъектного состава участников спора правомерно разрешен судом общей юрисдикции.
Кассационная жалоба ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленных судебных актов не содержит, позиция подателя жалобы выводов суда не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену правильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 19 мая 2022 г. в неизмененной части, а также апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя МУП г. Новосибирска "Спецавтохозяйство" Анфимова Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.