N 88-22338/2022
г. Кемерово 25 ноября 2022 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Лавник М.В.
рассмотрел гражданское дело N 2-973/2022, УИД: 22MS0054-01-2022-001259-64 по иску краевого государственного казенного учреждения "Управление социального защиты населения по Волчихинскому району" к Зюзиной Татьяне Николаевне о взыскании излишне выплаченных сумм субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по кассационной жалобе Зюзиной Татьяны Николаевны на решение мирового судьи судебного участка Волчихинского района Алтайского края от 22 июня 2022 г, апелляционное определение Волчихинского районного суда Алтайского края от 22 сентября 2022 г,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Волчихинскому району" (далее по тексту также КГКУ "УСЗН по Волчихинскому району") обратилось к мировому судье судебного участка Волчихинского района с иском к Зюзиной Т.Н. о взыскании излишне выплаченных сумм субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В обоснование требований указано, что Зюзина Т.Н. на основании ее заявления являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. КГКУ "УСЗН по Волчихинскому району" на основании предоставленных документов произведен расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, размер которой на период с 1марта 2020 г. по 30 апреля 2020 г. составил 3873 рубля 94 копейки, на период с 1 мая 2020 г. по 31 августа 2020 г. - 0 рублей.
В связи с осложнением эпидемиологической ситуации, на федеральном уровне принято решение о возобновлении без заявительного порядка продления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1703 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 N 420" и в случае если срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с 1 октября 2020 г. по 31 декабря 2020 г. субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке с перерасчетом се размера после представления документов в соответствии с разделом II Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 (далее по тексту также Правила N 761).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в беззаявительном порядке была предоставлена Зюзиной Т.Н. на период с 1 сентября 2020 г. по 30 сентября 2020 г. в размере 0 рублей, на период с 1 октября 2020 г. по 28 февраля 2021 г. - 3873 рубля 94 копейки.
При этом расчетный период для определения совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для предоставления субсидии в без заявительном порядке принимается равным сроку, за который такая субсидия была предоставлена ранее.
В феврале 2021 года Зюзина Т.Н. обратилась за субсидией, КГКУ "УСЗН по Волчихинскому району" на основании предоставленных документов произведен расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, размер которой на период с 1 марта 2021 г. по 30 апреля 2021 г. составил 0 рублей, с 1 мая 2021 г. по 31 августа 2021 г. составил 0 рублей.
В соответствии с пунктом 27.2 Правил N 761 КГКУ "УСЗН по Волчихинскому району" произведено сравнение предоставленных субсидий с фактическими платежами за коммунальные услуги, по результатам которого выявлена переплата субсидии за период с 1 марта 2020 г. по 31 августа 2020 г. в сумме 1296 рублей 04 копейки, за период с 1 сентября 2020 г. по 28 февраля 2021 г. - 4271 рубль 09 копеек, общая сумма переплаты составила 5567 рублей 13 копеек.
Истец просил взыскать с ответчика излишне выплаченную сумму субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 5 567 рублей 13 копеек.
Решением мирового судьи судебного участка Волчихинского района Алтайского края от 22 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Волчихинского районного суда Алтьайского края от 22 сентября 2022 г, требования истца удовлетворены, с Зюзиной Т.Н. в пользу КГКУ "УСЗН по Волчихинскому району" взыскана сумма излишне выплаченных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 5567 рублей 13 копеек, а также расходы на оплату государственной пошлины в размере 400 рублей.
В кассационной жалобе Зюзина Т.Н. просит об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из письменных материалов гражданского дела и установлено судебными инстанциями, Зюзина Т.Н. проживает в многоквартирном доме с центральным отоплением, по адресу: "адрес" является плательщиком коммунальных услуг.
На основании заявления Зюзиной Т.П. от 17 февраля 2020 г. распоряжением КГКУ "УСЗН по Волчихинскому району" от 19 февраля 2020 г. Зюзиной Т.Н. на период с 1 марта 2020 г. по 30 апреля 2020 г. установлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 3873 рубля 94 копейки, на период с 1 мая 2020 г. по 31 августа 2020 г. - 0 рублей. Субсидия за период с 1 марта 2020 г. по 30 апреля 2020 г. выплачена Зюзиной Т.Н. в сумме 7747 рублей 88 копеек, сумма коммунальных платежей, оплаченная ответчиком в феврале и марте 2020 года, составила 6451 рубль 84 копейки, переплата - 1 296 рублей 04 копейки (в марте - 346 рублей 52 копейки, в апреле - 949 рублей 52 копейки).
Распоряжениями КГКУ "УСЗН по Волчихинскому району" от 17 августа 2020 г. Зюзиной Т.Н. в беззаявительном порядке установлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 1 мая 2020 г. по 31 августа 2020 г. в размере 0 рублей, на период с 1 октября 2020 г. по 31 декабря 2020 г. - 3873 рубля 94 копейки, с 1 января 2021 г. по 28 февраля 2021 г. - 1475 рублей 82 копейки. Субсидия назначена в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 420 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до 1 октября 2020 г.", согласно которому в случае если срок предоставления субсидии па оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с 1 апреля 2020 г. по 1 октября 2020 г, субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке с перерасчетом ее размера после представления документов в соответствии с разделом II Правил.
Субсидия за октябрь 2020 года выплачена Зюзиной Т.Н. в размере 3873 рубля 94 копейки, расходы по коммунальным платежам за сентябрь 2020 года составили 1389 рублей 06 копеек, переплата - 2484 рубля 88 копеек; в ноябре 2020 года субсидия выплачена в размере 3873 рубля 94 копейки, расходы по коммунальным платежам за октябрь составили 2538 рублей 56 копеек, переплата - 1335 рублей 38 копеек; в декабре 2020 года субсидия выплачена в размере 3873 рубля 94 копейки, расходы по коммунальным платежам за ноябрь составили 3423 рубля 11 копеек, переплата - 450 рублей 83 копейки. За период с 1 января 2021 г. по 28 февраля 2021 г. фактов переплаты субсидии не имелось.
Всего сумма переплаты составила 5567 рублей 13 копеек (346, 52 + 949, 52 + 2484, 88 + 1335, 38 + 450, 83).
Распоряжением КГКУ "УС3Н по Волчихинскому району" от 2 марта 2021 г. оснований для предоставления Зюзиной Т.Н. субсидии на период с 1 марта 2021 г. по 31 августа 2021 г. не установлено, поскольку размер подлежащей выплате субсидии по результатам расчета составил 0 рублей, в связи с чем возможность засчитать в счет будущей субсидии необоснованно полученные в качестве субсидии средства, отсутствует.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о взыскании с Зюзиной Т.Н. необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суд первой инстанции сослался на положения статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 420 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до 1 октября 2020 г.", и пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца излишне выплаченной суммы субсидии.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17), соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде субсидий.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее субсидия).
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ? это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту также Правила).
Решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления или управомоченными ими муниципальными учреждениями. Для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов, в числе которых документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (пункты 7, 8, 14 Правил).
Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20 - 31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (пункт 20 Правил).
Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки.
Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы или их копии, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные ежемесячно в течение срока получения последней субсидии (пункт 27 Правил).
Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (пункт 41 Правил).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 420 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до 1 октября 2020 г." действие абзаца второго пункта 41 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", в отношении граждан, являющихся получателями субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приостановлено до 1 октября 2020 г.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1703, от 31 декабря 2020 г. N 2391 действие абзаца второго пункта 41 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" приостановлено до 1 апреля 2021 г.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 420 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до 1 октября 2020 г.", предусмотрено, что в случае если срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с 1 апреля 2020 г. по 1 октября 2020 г, субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке с перерасчетом ее размера после представления документов в соответствии с разделом II Правил.
В пункте 27 (2) Правил указано, что в случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил.
Пунктами 48, 49 Правил предусмотрено, что получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера субсидии либо прекращение права на получение субсидии (изменение места постоянного жительства получателя субсидии и членов его семьи, основания проживания, гражданства, состава семьи), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события. В случае, если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу такие документы, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в местный бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обращаясь в суд с заявленными исковыми требованиями, истец указывал на то, что сумма излишне выплаченных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 5567 рублей 13 копеек является для ответчика неосновательным обогащением. Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований, возражений Зюзиной Т.Н. относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление наличия в действиях Зюзиной Т.Н. недобросовестности при получении ею указанной субсидии.
Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг презюмируется, суду следовало возложить бремя доказывания недобросовестности Зюзиной Т.Н. при получении сумм субсидии на истца - КГКУ "УС3Н по Волчихинскому району".
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Однако суды первой и апелляционной инстанций не выполнили предусмотренные приведенными положениями гражданского процессуального закона обязанности и, неправильно применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, юридически значимые обстоятельства фактически не устанавливали.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Данные требования в силу абзаца 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.
Однако этим требованиям решение суда и апелляционное определение не соответствуют.
Ввиду изложенного решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка Волчихинского района Алтайского края от 22 июня 2022 г, апелляционное определение Волчихинского районного суда Алтайского края от 22 сентября 2022 г. отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.