Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Артамоновой Т.А. и Удод Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 26OS0000-04-2022-000121-27 (N 3а-282/2022) по административному исковому заявлению Голышевского Валерия Васильевича о признании недействующим приказа Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 21 марта 2022 г. N 273 "О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, "Ансамбль зданий "Мельница Кащенко", 1908 г, Ставропольский край, Георгиевский район, станица Незлобная, ул. Ленина, 330, в перечень выявленных объектов культурного наследия"
по апелляционной жалобе Голышевского Валерия Васильевича на решение Ставропольского краевого суда от 17 августа 2022 г. об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С, объяснения представителя административного истца Пасынко В.А, представителя Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия Яценко Е.П, заключение прокурора Костюка А.И, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (далее - Управление) от 21 марта 2022 г. N 273 обладающий признаками объекта культурного наследия "Ансамбль зданий "Мельница Кащенко", 1908 г, расположенный по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, станица Незлобная, ул. Ленина, 330, включен в перечень выявленных объектов культурного наследия (далее - Приказ N 273).
Данный приказ опубликован 25 марта 2022 г. на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru.
Голышевский В.В. обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа N 273 как не соответствующего законодательству Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что оспариваемый нормативный правовой акт принят преждевременно, без экспертного обоснования описания объекта охраны, его исторического облика, особенностей (предмета охраны) объекта культурного наследия, без учета соответствия действительному облику объекта охраны. Данный приказ нарушает интересы истца как собственника объекта, препятствует эксплуатации здания, обязывает истца проводить требующие значительных материальных затрат работы, направленные на восстановление объекта и благоустройство прилегающей к нему территории.
Решением Ставропольского краевого суда от 17 августа 2022 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Голышевский В.В. просит об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права, принятии по административному делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований, указывает на противоречие оспариваемой нормы федеральному законодательству, на необходимость проведения комплексной историко-культурной экспертизы для подтверждения культурного и исторического значения объекта.
Управлением и участвующим в деле прокурором представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца Пасынко В.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на незаконность решения суда.
Представитель Управления Яценко Е.П. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Прокурор Костюк А.И. полагал решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц и заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции, проанализировав предписания пункта "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. N 14-кз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Ставропольском крае" (далее - Закон Ставропольского края N 14-кз), Положения об управлении Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20 марта 2015 г. N 102-п (далее - Положение), сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания оспариваемого приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания нормативного правового акта недействующим.
Из материалов дела следует, что Голышевский В.В. является с 3 апреля 2017 г. собственником расположенных по адресу: "адрес", объектов недвижимости, в том числе, здания с кадастровым номером N с наименованием "Корпус мельницы", площадью 3883, 3 кв. м; административного здания с кадастровым номером N, площадью 571, 30 кв. м; здания с кадастровым номером N с наименованием "Силкорпус ж/б, площадью 1070, 30 кв. м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 149854 кв. м, находящемся в федеральной собственности и обремененном правом аренды в пользу Голышевского В.В. и ООО "Элеватор Незлобненский".
Из копий реестровых дел, представленных суду Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, следует, что в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения об отнесении вышеуказанных объектов недвижимости к выявленным объектам культурного наследия.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
Конституция Российской Федерации, наделяя федерального законодателя определенной дискрецией при регулировании права собственности и связанных с ним отношений по владению, пользованию и распоряжению имуществом (статья 71, пункты "в", "о"), закрепляет в статье 55 (часть 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из данной нормы Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8, 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 и 35 вытекает, что ограничения права собственности могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо данного конституционного права (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2011 г. N 7-П).
Согласно статье 44 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В порядке реализации указанных конституционных требований законодателем был принят Федеральный закон N 73-ФЗ, обеспечивающий сохранение, использование, популяризацию и государственную охрану объектов культурного наследия. Эти задачи, как следует из содержания указанного Федерального закона, достигаются за счет принятия мер, направленных на выявление и учет объектов культурного наследия, а также за счет последующего обеспечения сохранности этих объектов.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия, представляющий собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
Статьей 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона. Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия (пункт 1).
Федеральный орган охраны объектов культурного наследия, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности (пункт 2).
Региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия. Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3).
По истечении срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения (пункт 4).
Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр (пункт 5).
Собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия (пункт 9).
Порядок формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, состав сведений, включаемых в указанный перечень, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия (пункт 13).
Формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия данного субъекта Российской Федерации (пункт 14).
Региональный орган охраны объектов культурного наследия исключает выявленный объект культурного наследия из перечня выявленных объектов культурного наследия на основании решения о включении такого объекта в реестр или об отказе во включении такого объекта в реестр, принятого в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 15).
В целях реализации требований Федерального закона N 73-ФЗ приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 г. N 1905 утвержден Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (далее - Порядок N 1905), который определяет процедуру проведения таких работ.
Согласно пункту 2 Порядка N 1905 региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ.
Организация проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами.
Работы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, могут осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических или юридических лиц за счет средств заказчика и представляют собой подготовку сведений об историко-культурной ценности объекта, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия, включающую в себя: визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксацию объекта; сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта; изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 1905 по результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, Министерство культуры Российской Федерации, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия, физические и юридические лица вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Государственный учет объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия путем ведения списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия (пункт 7).
Включение объекта в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия на основании заявления, оформленного в соответствии с пунктами 2 - 6 данного порядка (пункт 8).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 г. N 1907 утвержден порядок формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, состав сведений, включаемых в данный перечень, согласно пунктам 2 и 4 которого формирование и ведение перечня осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия; решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень является основанием для государственного учета.
Закон Ставропольского края N 14-кз регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ставропольского края, в соответствии с полномочиями, отнесенными федеральными законами к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 6 данного закона к полномочиям Управления относятся, в том числе, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; организация работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном настоящим Законом; организация проведения работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия; принятие решения о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в реестр в порядке, определяемом Правительством Ставропольского края; формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Статьей 10 данного закона определен порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия.
Уполномоченный орган в соответствии с Федеральным законом организует проведение работ по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, на основании поступившего в его адрес от федерального органа охраны объектов культурного наследия, органа местного самоуправления, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, физического или юридического лица заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности (пункт 1).
Уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней с даты регистрации заявления издает приказ о проведении обследования объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, с указанием лиц, производящих обследование, а также привлеченных специалистов в области охраны объектов культурного наследия (пункт 2).
По итогам обследования объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, составляется акт обследования, подписываемый должностными лицами уполномоченного органа, привлеченными специалистами в области охраны объектов культурного наследия, проводившими обследование, и утверждаемый руководителем уполномоченного органа. В акте обследования отражается факт выявления либо невыявления признаков историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, и указывается необходимость включения данного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо отсутствие такой необходимости (пункт 3).
Как следует из материалов административного дела, работа по установлению историко-культурной ценности ансамбля была организована на основании поступившего 2 ноября 2021 г. в Управление заявления Асатрян Р.А. о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия - "Ансамбль зданий "Мельница Кащенко", 1908 г, расположенного по адресу: "адрес", в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащего необходимые сведения и подтверждающие документы о местонахождении объекта, времени создания объекта, историко-культурной ценности.
В соответствии с приказом Управления от 26 декабря 2020 г. N 1043 об утверждении административного регламента предоставления Управлением государственной услуги "Включение объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенного на территории Ставропольского края", приказом Управления от 3 июля 2015 г. N 90 о создании рабочей группы по вопросам охраны объектов культурного наследия Управления в составе ученых, краеведов, архитекторов, реставраторов и других квалифицированных специалистов-практиков сферы охраны культурного наследия, приказом Управления от 14 декабря 2021 г. N 1392 о создании комиссии по обследованию объекта проведены заседание рабочей группы, визуальный осмотр объекта, изучены архивные источники на предмет установления историко-культурной ценности объекта, по результатам обследования комиссией составлен акт обследования от 21 февраля 2022 г, согласно которому в 1905 г. купец Ляскин подписал необходимые документы на передачу новому хозяину Кащенко А.В. мельницы с тремя вальцевыми станками, которые приводились в действие с помощью водяного колеса. Сразу же началось строительство. Возводились помещения для котельной, паровой машины, для хранения и предварительной обработки зерна, прокладывалась железнодорожная ветка к мельнице. Подрядчиком строительства нового предприятия стала Ирландская компания. Оборудование для мельницы в основном закупали в Швейцарии и Германии. Всего на мельнице установили 20 вальцевых станков, 14 рассевов и 12 круповеек.
В конце сентября 1908 г. мельница выдала первую продукцию. Производительность её, по проекту, 150 тонн муки в сутки на 12 сортном помоле. На следующий день после пуска мельницы началось строительство элеватора. Дело Кащенко процветало, имя гремело за пределами Кавказа. Мука "кащенковского размолу" в силу высокого качества стала своего рода визитной карточкой ст. Незлобной. За Кащенко прочно закрепилось прозвище "миллионщик". Торговый дом Кащенко продолжал набирать силу. В то время его называли: фирма "В.М. Кащенко Сыновья". Мельница, основанная в 1908 г. купцом Кащенко, становится крупнейшей на Северном Кавказе. Комбинат работал непрерывно даже во время Великой Отечественной войны. На высоком уровне завод работал до самого конца 90-х годов. Корпус мельницы остался тот же, что и при Кащенко, но было установлено современное оборудование. Потом - несколько лет тишины. Вновь запустили предприятие в двухтысячных. Сейчас это действующий "Незлобненский комбинат хлебопродуктов".
Определена характеристика современного состояния "Мельницы Кащенко". Ансамбль включает в себя три исторических здания. Главное здание является доминирующим элементом ансамбля, исходя из его габаритных и художественных характеристик. Оно представляет собой трехэтажное кирпичное здание, декорированное аттиками, визуально формирующими большую объемность здания и придающими ему дополнительную высоту. Здание богато геометричным архитектурным декором, создающим строгий монументальный облик. Два аттика расположенных на главном фасаде, имеют форму треугольных фронтонов с горизонтальными перекрытиями. Из аттиков вниз по фасаду проходят выступающие лопатки, создающие рельефный объем. Соединяясь на аттике, они образуют арку, под которой расположены арочные окна. Аттики боковых фасадов имеют более сложную конфигурацию и больший объем, который протягивается через всю длину фасада. На них также располагаются крупные арочные окна, под одним из которых, на северном фасаде, в прямоугольной рамке указан год "1908". Все аттики декорированы дентикулами. Под профилированным венчающим карнизом по всему периметру здания проходит ряд небольших прямоугольных окон, создающих ритмику на контрасте с крупными элементами архитектурного декора. Окна здания прямоугольной формы, с сохранившимся историческим переплетом и арочными сандриками. Междуоконное пространство фасадов декорировано кольцевидными розетками, из которых вниз протягиваются прямоугольные лопатки. Цоколь здания окрашен в розовый. Углы здания завершаются небольшими башенками. Крыша скатная, металлическая. На заднем фасаде располагается переход, который ведет к поздней постройке, не относящейся к историческому ансамблю.
Из северного фасада идет переход ко второму зданию ансамбля - трехэтажной кирпичной постройке, повторяющей стилистику и архитектурный декор главного здания, но в меньшем объеме, что создает эффект концентрации архитектурного декора на небольшом здании.
Фасады второго здания декорированы профилированными карнизами, дентикулами, крыша скатная, металлическая, с мансардным окном, дентикулами, его скатная металлическая крыша венчается башенкой. Такими же башенками фланкируется задний фасад, на котором расположено мансардное окно.
Арочные окна декорированы сандриками с замковыми камнями. Декор окон первого и второго этажей различается. Большая часть окон здания заложена. Цоколь окрашен розовой краской.
Третье здание ансамбля представляет собой отдельный двухэтажный объем. На нем расположены аттики, идентичные по конфигурации аттикам главного здания, декорированные дентикулами и филенками. Фасад здания рустован, декорирован прямоугольными филенками, под венчающим карнизом находится ряд дентикул и профилированная тяга. Фасад выполнен в оттенке оранжево-персиковой гаммы, а архитектурный декор - в контрастирующей с ним бежевой. Окна декорированы сандриками и подоконными филенками. Территория ансамбля обозначена современным кованным ограждением. Техническое обследование внутри зданий не проводилось.
В результате проведенной работы Управлением была установлена историко-культурная ценность объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, определенными статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ, согласно которой к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Ансамбли являются одним из видов объектов культурного наследия, как четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для признания недействующим Порядка и о соблюдении Управлением процедуры выявления объекта культурного наследия.
Утверждения истца в апелляционной жалобе о неполноте сведений, содержащихся в заявлении Асатрян Р.А, акте обследования от 21 февраля 2022 г, оспариваемом Приказе N 273, не ставят под сомнение соблюдение процедуры выявления объекта культурного наследия, необходимые и достаточные сведения о котором содержаться в данных документах - сведения о местонахождении объекта и его историко-культурной ценности.
Предусмотренные частью 8 статьи 213 КАС РФ требования к нормативному правовому акту ответчиком соблюдены.
Вопреки доводам административного истца, оснований для назначения по делу судебной комплексной историко-культурной экспертизы не имеется.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона N 73-Ф3 после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы, заключение которой содержит сведения, необходимые для принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона N 73-Ф3 на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре, выдается паспорт объекта культурного наследия, форма которого утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 9 Порядка оформления и выдачи паспорта объекта культурного наследия, утвержденного Приказом Минкультуры России от 7 июня 2016 г. N 1271, выдача паспорта осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, оформившим паспорт, на основании запроса собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия.
Доводы апелляционной жалобы о преждевременности включения в перечень спорного объекта в отсутствии паспорта основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, "Ансамбль зданий "Мельница Кащенко" включен в перечень выявленных объектов культурного наследия, а не в реестр объектов культурного наследия.
Исследовав материалы административного дела, основываясь на правовом анализе федерального и регионального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт содержат все сведения, подлежащие отображению, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о незаконности судебного решения и необходимости его отмены, судебная коллегия находит выводы суда не подлежащими переоценке.
Суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил приведенные положения федерального и регионального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 17 августа 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Голышевского Валерия Васильевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 ноября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.