Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В., судей Колпаковой А.В., Солдатовой С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-158/2022 по апелляционной жалобе административного ответчика Правительства Республики Дагестан
на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 31 августа 2022 г, вынесенное по административному иску Махучиевой Патимат Омаровны об оспаривании нормативного правового акта в части, заслушав доклад судьи Сицинской О.В,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 "Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы", официально опубликованным в издании "Дагестанская правда", N 225-226, 12.07.2013 г, утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы (далее - Программа), приложением к которой является перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Программы (далее - Перечень).
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", строкой 1699 Перечня включен в Программу (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. N 396) с установлением сроков и видов ремонтных работ.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 апреля 2022 г. N 80 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175" Программа изложена в новой редакции, в отношении указанного многоквартирного дома, с новым адресом: "адрес" (строка 2609 Перечня), изменены виды и сроки ремонтных работ.
Махучиева П.О. обратилась в суд с административным иском (впоследствии уточненным) к Правительству Республики, в котором просила признать недействующей строку 2609 Перечня в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 7 апреля 2022 г. N 80 в части: переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения (5) из планового периода 2026-2028 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), теплоснабжения (3), водоснабжения (4), по ремонту крыши, в том числе переустройства невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8), работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9), работ по утеплению и ремонту фасада (10) из планового периода 2017- 2019 гг. на плановый период 2035-2037 гг. многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу "адрес".
В основании заявленных требований указала на перенос сроков планируемых ремонтных работ в многоквартирном доме и сокращение их перечня в нарушение требований части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.к. осуществлен в отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома, что нарушает права и законные интересы административного истца как собственника жилого помещения в указанном многоквартирном доме.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 31 августа 2022 г. административные исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе административный ответчик Правительство Республики Дагестан, действуя через Министерство Юстиции Республики Дагестан, не соглашаясь с вынесенным решением, просит о его отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что получение согласия решения общего собрания собственников помещений в рассматриваемом случае не требовалось, поскольку имелись обстоятельства, предусмотренные п. 5 ч. 4 ст. 168 ЖК РФ. Настаивает, что судом первой инстанции не дана оценка представленной администрацией города Махачкалы информации о проценте износа конструктивных элементов многоквартирного дома, что позволяет провести перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества на более поздний период без проведения собрания собственников помещения в многоквартирном доме.
Представитель административного ответчика - Правительства Республики Дагестан просил о рассмотрении административного дела в апелляционном порядке без его участия.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Костюк А.И. полагал решение суда не подлежащим отмене.
Заслушав доклад дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия оснований к удовлетворению доводов апелляционной жалобы не усматривает.
В силу пункта 11.1 части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулируются ЖК РФ.
Согласно пункта 8.3 статьи 13, части 1 статьи 167 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесены определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации
Частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1-5 настоящей части (часть 4 статьи 168 ЖК РФ).
Аналогичные положения предусмотрены в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан".
В соответствии с частью 5 статьи 168 ЖК РФ и частью 11 статьи 11 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан" (далее - Закон N 57), региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений.
В соответствии с частью 6 статьи 168 ЖК РФ порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 2.2 регулирующего отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Дагестан Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан" (далее - Закон от 9 июля 2013 г. N 57) утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется Правительством Республики Дагестан.
В целях реализации данных полномочий постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы с Перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемый Перечень принят уполномоченным на дату его принятия органом, официально опубликован. Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласна.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административный истец Махучиева П.О. является собственником квартиры "адрес", расположенной в многоквартирном жилом доме "адрес".
Из ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы от 21 июля 2022 г. N 51.07/7062/22 следует, что адреса объекта недвижимости: г "адрес", - есть различное написание адреса одного и того же объекта недвижимости (многоквартирного дома), расположенного в "адрес", который не меняет своё местоположение.
Постановлением главы города Махачкала от 10 октября 2018 г. N 1278, запрашиваемому объекту недвижимости присвоен "адрес".
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. N 396 утверждена Программа, согласно которой многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу "адрес", включён в Перечень (строка 1848) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ:
- в плановый период 2017-2019 гг. - работы по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), теплоснабжения (3), водоснабжения (4), работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (6), работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8), работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9), утепление и ремонт фасада (10);
- в плановый период 2026-2028 гг. - работы по ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения (5);
- в плановый период 2038-2040 гг. - работы по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8), работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11).
Постановлениями Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. N 10, от 14 октября 2020 г. N 219, от 30 апреля 2021 г. N 97 и от 7 апреля 2022 г. N 80 произошло увеличение срока проведения ранее запланированных Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. N 396) ремонтных работ, в том числе, оспариваемые административным истцом по настоящему административному делу:
- перенос работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения (5) из планового периода 2026-2028 гг. на плановый период 2035- 2037 гг.;
- перенос работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), теплоснабжения (3), водоснабжения (4), по ремонту крыши, в том числе переустройства невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8), работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9), работ по утеплению и ремонту фасада (10) из планового периода 2017- 2019 гг. на плановый период 2035-2037 гг.;
- перенос работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (6) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2023-2025 гг, многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу "адрес").
Анализируя содержание оспариваемых нормативных актов, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что сокращение перечня ремонтных работ и изменение сроков их проведения в многоквартирном жилом доме "адрес" произведено с нарушением процедуры принятия, установленной частью 4 статьи 168 ЖК РФ и частью 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан".
Материалами административного дела подтверждено, что собственники многоквартирного "адрес" не принимали решения о переносе срока проведения работ по капитальному ремонту и сокращении объема такого ремонта.
Судом с учетом сведений о техническом состоянии данного многоквартирного дома принято во внимание, что многоквартирный дом, введенный в эксплуатацию в 1988 году, имеет износ фундамента 44 %, износ кровли 52 %, износ фасада 32 %, износ подвальных помещений 26 %, износ систем водоснабжения и водоотведения 27 % и 24 %, износ системы электроснабжения 36 %, износ системы газоснабжения 21 %, износ системы теплоснабжения 27 %, по некоторым из них требуется проведение ремонта, однако в результате проведенной актуализации капитальный ремонт указанных систем перенесен на более поздние сроки.
В такой ситуации, как верно указано судом первой инстанции, подлежат отклонению приводимые Правительством Республики Дагестан доводы о том, что основанием для изменения сроков и перечня работ явились данные органа местного самоуправления о состоянии дома.
Установив нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного акта, суд первой инстанции правомерно в соответствии с подп. "в" п. 2, п. 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, удовлетворил заявленные административные исковые требования.
Наличие либо отсутствие фактических оснований для переноса срока ремонта общего имущества дома и сокращения перечня работ при допущенных нарушениях процедуры принятия нормативного акта не имеют правового значения и не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения суда.
Доводы Правительства Республики Дагестан о наличии предусмотренных пунктом 5 части 4 статьи 168 ЖК РФ обстоятельств, судебной коллегией признаются несостоятельными. Административным ответчиком не представлено доказательств наличия таких фактических обстоятельств.
В такой ситуации суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что положения Программы (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 7 апреля 2022 г. N 80) в оспариваемой части приняты с нарушением установленных федеральным законом правил, нарушают права административного истца на проведение ранее запланированных Программой ремонтных работ, в связи с чем на основании положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ правомерно удовлетворил заявленные требования.
Применительно к положениям пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" выводы суда первой инстанции о возложении на Правительство Республики Дагестан обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт являются верными. По смыслу приведенных положений закона, на Правительство Республики Дагестан возложена обязанность по принятию нормативного акта в рамках ежегодной актуализации программы капитального ремонта; в связи с признанием судом оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части имеется недостаточная правовая урегулированность спорных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям КАС РФ, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, которые могли бы послужить основанием для отмены судебного акта в силу положений статьи 310 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 31 августа 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.