Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи: Кошелевой И.Л.
судей: Ехаловой Ю.А, Подгорной Е.П.
при секретаре-помощнике судьи: Асеевой П.В.
рассмотрев апелляционные жалобы представителя Правительства Ленинградской области, Государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки" на решение Ленинградского областного суда от 2 сентября 2022 года по административному делу N3а-158/2022 по иску Волковой Альбины Алексеевны, Волковой Марины Алексеевны, Волковой Зинаиды Николаевны об оспаривании решения Государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки" от 10 марта 2022 года об отказе в пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Кошелевой И.Л, представителя ответчика Государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки" Никифорову И.В, представителя заинтересованного лица Правительства Ленинградской области Вилаеву М.А, представителя административных истцов Ластовенко Д.А,
УСТАНОВИЛА:
Волкова Альбина Алексеевна, Волкова Марина Алексеевна, Волкова Зинаида Николаевна, в лице представителя, обратились в Ленинградский областной суд с административным иском к Государственному бюджетному учреждению Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки" об оспаривании решения от 10 марта 2022 года N13/2022 об отказе в пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной по состоянию на 1 января 2022 года.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками объектов недвижимости:
- нежилого здания (животноводческий комплекс на 3 000 голов крупного рогатого скота - коровник) с кадастровым номером N, площадью 21 250 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" кадастровая стоимость которого установлена по состоянию на 1 января 2022 года, в размере 234 947 620, 55 рублей.
- нежилого здания (животноводческий комплекс - коровник) с кадастровым номером N, площадью 517, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" кадастровая стоимость которого установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 9 733 361, 04 рублей.
Кадастровая стоимость животноводческих комплексов была установлена Государственным бюджетным учреждением Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки", которое при ее расчете исходило из удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Правительства Ленинградской области от 16 августа 2013 года N257 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ленинградской области" и внесена в государственный кадастр недвижимости.
Истцы не согласны с установленным размером кадастровой стоимости объектов недвижимости, поскольку при его определении не был принят во внимание год возведения зданий животноводческих комплексов и их техническое состояние (величина физического износа).
Так, в соответствие с экспертным заключением ООО Оценочная компания "Бизнес-Консалт" от 31 января 2020 года, рыночная стоимость указанного недвижимого имущества существенно ниже, чем установленная кадастровая стоимость.
Поскольку с момента проведения указанной экспертной оценки состояние животноводческих комплексов в лучшую сторону не изменилось, ремонтные работы не производились, а завышенный размер кадастровой стоимости объектов недвижимости нарушает их имущественные права как налогоплательщиков, истцы обратились в Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки" с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами N, в чем им было отказано решением N13/2022 от 10 марта 2022 года по причине отсутствия ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Административные истцы не согласны с указанным решением Бюджетного учреждения, в связи с чем, просят его отменить, пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N (т.2, л.д. 27-29).
Решением Ленинградского областного суда от 2 сентября 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Суд признал незаконным решение Государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки" от 10 марта 2022 года N13/2022 об отказе в пересчете кадастровой стоимости объектов недвижимости - нежилых зданий с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: "адрес"
На Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки" возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Волковой Альбины Алексеевна, Волковой Марины Алексеевны, Волковой Зинаиды Николаевны (вх. от 11 февраля 2022 года N135-В-22) о пересчете кадастровой стоимости с учетом сведений о годе постройки указанных объектов недвижимости.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований истцам отказано.
В апелляционных жалобах представители заинтересованного лица Правительства Ленинградской области, административного ответчика Государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки" просят отменить указанное судебное постановление, считая его незаконным и необоснованным, постановленным при неправильном применении норм материального права.
В жалобе представителя Правительства Ленинградской области указано, что данные о годе постройки и степени износа объектов недвижимости, принадлежащих административным истцам, не были внесены в ЕГРН в период проведения государственной кадастровой оценки. В связи с отсутствием указанных данных, хронологический возраст объектов был принят равным среднему значению, степень износа объектов и их функциональная группа определены с учетом положений пп.7.3.4, 9.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N226. Расчет кадастровой стоимости объектов ГБУ "ЛенКадОценка" проверен, технических или методологических ошибок не выявлено. В связи с этим у ГБУ "ЛенКадОценка" отсутствовали основания для истребования каких-либо документов из филиала ГУ "Леноблинвентаризация". Кроме того, совершение указанных действий не предусмотрено положениями ст.21 Федерального закона N237-ФЗ.
Сведения о физическом износе объектов по своей природе относятся к индивидуальной оценке рыночной стоимости объектов капитального строительства, которая может быть определена и установлена в порядке, предусмотренном ст.22.1 Федерального закона N237-ФЗ по инициативе правообладателя.
В апелляционной жалобе представителя Государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки" указано, что в соответствии с Методическими указаниями N226 при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости бюджетным учреждением используются методы массовой оценки, которые не предусматривают осмотр объекта оценки. Учреждение не обязано и не проводит натурного осмотра, в связи с чем, выезд на объекты недвижимости, принадлежащие административным истцам, не производился.
При определении кадастровой стоимости не учитываются уникальные характеристики каждого конкретного объекта оценки, кроме случаев предоставления данных характеристик в перечне объектов, предоставленном Росреестром, в декларациях или обращениях правообладателей, информации, поступившей от исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В отсутствие технической документации на объекты, предоставленной правообладателями Бюджетное учреждение определило кадастровую стоимость зданий животноводческого комплекса с учетом физического износа, рассчитанного на основании метода эффективного возраста по приведенной формуле.
Величина эффективного возраста объектов была рассчитана по среднему хронологическому возрасту подгруппы в связи с отсутствием информации о годе их постройки.
Таким образом, оценка кадастровой стоимости объектов была произведена в полном соответствии с Методическими указаниями N226 с использованием методов массовой оценки.
При принятии решения об отказе в перерасчете кадастровой стоимости N13/2022 Бюджетным учреждением были приведены основания его принятия, учтено, что приложенное истцами к заявлению экспертное заключение от 31 января 2020 года N200101 ООО "Оценочная компания "Бизнес-Консалт" было предоставлено не в полном объеме, в отсутствие раздела 9 "Список источников информации", где содержатся технические паспорта объектов, то есть административному ответчику не представлялось возможным при рассмотрении заявления сделать выводы о годе постройки объектов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Правительства Ленинградской области, Государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки" доводы, изложенные в апелляционных жалобах, поддержали, просили жалобы удовлетворить.
Представитель административных истцов с решением суда согласен, в удовлетворении апелляционных жалоб просил отказать.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене или изменению решения суда.
В соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 6 декабря 2019 года N818-р "О проведении государственной кадастровой оценки в Ленинградской области" в 2021 году на территории Ленинградской области была проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (за исключением земельных участков), результаты которой утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 8 ноября 2021 года N706.
Дата формирования перечня объектов оценки - 1 января 2021 года, с датой применения кадастровой стоимости 1 января 2022 года.
В соответствии с Федеральным законом N237- ФЗ от 3 июля 2016 года "О государственной кадастровой оценке" определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации, наделенными полномочиями по определению кадастровой стоимости.
В Ленинградской области полномочиями по определению кадастровой стоимости наделено Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки", которое в 2021 году определило по состоянию на 1 января 2022 года кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами 47: N, расположенных по адресу: "адрес" принадлежащих административным истцам, в размере 234 947 620, 55 рублей и 9 733 361, 04 рублей, соответственно.
В порядке главы 21 Федерального закона N237- ФЗ от 3 июля 2016 года административные истцы обратились 28 октября 2022 года в Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки" с заявлением (вх.N135-В-22 от 11 февраля 2022) об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N связи с некорректным учетом технического состояния объектов (физического износа).
Решением Бюджетного учреждения от 10 марта 2022 года N13/2022 в пересчете кадастровой стоимости объектов недвижимости отказано, поскольку в сформированном ФГБУ "ФКП Росреестра" перечне объектов недвижимости (за исключением земельных участков) расположенных на территории Ленинградской области, подлежащих государственной кадастровой оценке, отсутствовали сведения о годе завершения строительства (ввода в эксплуатацию) объектов недвижимости - животноводческих комплексов, в связи с чем их хронологический возраст был принят равным среднему значению.
Руководствуясь пунктами 7.3.4, 9.2 методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N226, степень износа объектов и их функциональная группа определены корректно, технических и (или) методологических ошибок не выявлено (т.1, л.д.30-31).
Несогласие административных истцов с указанным решением, явилось основанием для их обращения в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того что хотя при определении кадастровой стоимости животноводческих комплексов, принадлежащих истцам, сведения о годе завершения их строительства у регистрирующего органа отсутствовали, вместе с тем, в экспертном заключении ООО "Оценочная компания "Бизнес-Консалт" N200101 от 31 января 2020 года, приложенном истцами к своему заявлению об исправлении ошибки при определении кадастровой стоимости, содержалась информация из технических паспортов объектов с кадастровыми номерами N от 27 ноября 2006 года, в том числе о годе постройки и вводе в эксплуатацию -1977, то есть, административный ответчик обладал сведениями, указывающими на наличие обстоятельств, влияющих на кадастровую стоимость объектов, однако при принятии оспариваемого решения Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки" указанную информацию оставило без внимания; Бюджетное учреждение не было ограничено в источниках получения информации об объектах оценки, в связи с чем, в целях проверки полноты формирования группы соответствующих объектов, сведения о годе ввода в эксплуатацию животноводческих комплексов могли быть получены от заявителей и филиала ГУ "Леноблинвентаризация" Коммунаровское БТИ; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости с применением ошибочных сведений о ценообразующих факторах в части года постройки (ввода в эксплуатацию) привело к искажению кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами N
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого решения Бюджетного учреждения, исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в редакции, действующей по состоянию на 1 января 2021 года, полномочиями бюджетных учреждений, связанными с определением кадастровой стоимости, являются, в числе прочего, определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки.
Согласно статье 13 указанного Закона в этой же редакции, перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки (ч.1), в перечень включаются сведения Единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки на иную дату. В перечень также включаются иные сведения и материалы в объеме, определенном порядком формирования и предоставления перечня (ч.5).
Согласно части 1 статьи 14 указанного закона, определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Порядок формирования и предоставления перечней объектов недвижимости утвержден приказом Росреестра от 6 августа 2020 года NП-0283.
В соответствии с пунктом 9 Порядка в перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 2 пункта 2 настоящего Порядка, включаются сведения ЕГРН обо всех объектах недвижимости (за исключением сведений об объектах недвижимости, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют отдельные сведения, предусмотренные пунктом 13 настоящего Порядка), актуальные по состоянию на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки и соответствующие такому решению.
Согласно пункту 14 в перечни объектов недвижимости включаются сведения ЕГРН об объектах недвижимости, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации, за исключением сведений, указанных в пунктах 4, 7, 20, 21, 22, 25 части 4 и в пунктах 13, 14, 19, 20, 22, 23 части 5 указанной статьи, в том числе, такое основное сведение об объекте недвижимости, как год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение, либо год завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается.
Правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 января 2021 года были установлены "Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке", утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 N 226.
Согласно пункту 7.3.4 данных Указаний, физический износ рассчитывается на основании данных технической документации. При использовании данных технической документации следует учитывать дату заполнения этой документации. При использовании ретроспективных данных (дата заполнения которых отстоит более чем на 1 год от даты определения кадастровой стоимости) необходимо ввести корректировку на состояние. При наличии достаточного количества данных о физическом износе объектов рекомендуется построить модель накопления износа объектами одной группы (подгруппы) в разбивке по однотипным объектам в подобных условиях эксплуатации (развитые центры субъекта Российской Федерации, депрессивные территории).
При отсутствии достаточного для моделирования количества данных допускается использование моделей накопления физического износа, приведенных для целей Указаний в приложении N 8 к Указаниям.
Физический износ может быть рассчитан на основании метода эффективного возраста по формуле:, где
ФизИз - величина физического износа объекта;
ЭфВ - эффективный возраст объекта - хронологический возраст объекта недвижимости, откорректированный в соответствии с условиями эксплуатации этого объекта недвижимости;
ЭкЖ - срок экономической жизни объекта - срок экономически целесообразной эксплуатации от создания объекта недвижимости до достижения физического состояния, при котором затраты на капитальный ремонт (реконструкцию) будут сопоставимы с затратами на новое строительство подобного объекта недвижимости. Срок экономической жизни объектов, учитываемый при определении физического износа при массовой оценке зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, приведен для целей Указаний в приложении N 9 к Указаниям;
Кm - коэффициент типа объекта недвижимости.
Коэффициент типа объекта недвижимости характеризует для целей Указаний предельное состояние объекта недвижимости, при котором его дальнейшая эксплуатация без проведения работ капитального характера запрещена, и принимается равным:
для жилых объектов недвижимости - 0, 7;
для прочих объектов недвижимости - 0, 6.
В случае проведения капитального ремонта или реконструкции объекта в качестве срока ввода объекта в эксплуатацию (даты начала нормативного срока его службы) принимается дата завершения капитального ремонта в целом (капитальный ремонт отдельных систем и (или) конструктивных элементов не относится к капитальному ремонту в целом) или реконструкции.
Согласно пункту 9.2 Указаний, группировка объектов недвижимости должна ориентироваться на сложившиеся сегменты рынка недвижимости и быть основана на результатах анализа информации о рынке объектов недвижимости, модели оценки кадастровой стоимости, составе ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов недвижимости для каждого исследуемого объекта недвижимости.
Для проведения группировки обосновывается выбор показателей, значений или диапазона значений данных показателей для отнесения объектов недвижимости к соответствующим группам (подгруппам).
Объекты недвижимости, строительство которых не завершено, не могут быть отнесены к одной группе с объектами недвижимости, строительство которых завершено.
Не допускается отнесение одного объекта недвижимости к двум и более группам (подгруппам).
Согласно статье 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в действующей редакции, бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (ч.1).
Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются:
1) несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке;
2) описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (ч.2).
При рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе:
1) неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории);
2) использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости (ч.13).
По итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (ч.14).
Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства (ч.23).
Признавая незаконным решение Бюджетного учреждения N13/2022 от 10 марта 2022 года и понуждая учреждение повторно рассмотреть заявление истцов о перерасчете кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N по состоянию на 1 января 2022 года, суд первой инстанции исходил из того, что при осуществлении кадастровой оценки данных объектов недвижимости не были учтены такие имеющие значение ценообразующие факторы, как год их постройки (год ввода в эксплуатацию) и фактическое состояние (степень износа), тогда как по состоянию на 2006 год были составлены технические паспорта данных объектов недвижимости, свидетельствующие о том, что животноводческие комплексы были введены в эксплуатацию в 1977 году (т.2, л.д.8-24).
Согласно указанных технических паспортов, по состоянию на 27 ноября 2006 года процент износа объектов недвижимости с кадастровыми номерами N составлял 76-80% и 51%, соответственно.
При рассмотрении заявления административных истцов о пересчете кадастровой стоимости (вх. от 11 февраля 2022 года N135-В-22) Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки" не проверило доводы административных истцов о значительной степени амортизационного износа принадлежащих им построек, капитальный ремонт которых с 2006 года не производился, не истребовало необходимые сведения ни от заявителей, ни от ГУ "Леноблинвентаризация" Коммунаровское БТИ.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, включаются сведения ЕГРН, актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости, в том числе такое основное сведение об объекте недвижимости, как год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение, либо год завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается.
Как следует из материалов дела, здания животноводческих комплексов с кадастровыми номерами N были возведены в 1977 году и по состоянию на 2006 год на них были составлены технические паспорта, однако такие основные сведения о них как год постройки и (или) ввода в эксплуатацию, по независящим от истцов причинам, в ЕГРН отсутствовали, в связи с чем, не были указаны в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, что ограничило объем ценообразующих факторов, учитываемых при определении их кадастровой стоимости, повлияло на примененную методику оценки и на размер кадастровой стоимости.
Пунктом 7.3.4 "Методических указаний о государственной кадастровой оценке", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 N 226, предусматривается, что физический износ рассчитывается на основании данных технической документации, а при отсутствии достаточного для моделирования количества данных допускается использование моделей накопления физического износа, приведенных для целей Указаний в приложении N 8 к Указаниям, также физический износ может быть рассчитан на основании метода эффективного возраста.
Учитывая, что технические паспорта на здания животноводческих комплексов были составлены по состоянию на 27 ноября 2006 года, судебная коллегия считает, что Бюджетное учреждение при осуществлении их кадастровой оценки имело возможность истребовать указанные документы и рассчитать физический износ объектов недвижимости на основании данных указанной технической документации, что сделано не было.
После обращения административных истцов в Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки" с заявлением о пересчете кадастровой стоимости объектов недвижимости с учетом их технического состояния (величины физического износа), Бюджетное учреждение не проверило доводы истцов о существенном физическом износе животноводческих комплексов, а ограничилось формальным отказом в удовлетворении заявления по тем основаниям, что поскольку в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, год ввода животноводческих комплексов в эксплуатацию не был указан, их хронологический возраст был принят равным среднему значению; в результате группировки оба объекта были отнесены к функциональной группе 0705 "Объекты сельскохозяйственного производства. Животноводческие комплексы, птичники, тепличные и оранжерейные хозяйства", функциональная группа определена корректно (п.9.2 Методических указаний N226), то есть степень износа объектов недвижимости и их функциональная группа определены правильно, технических и (или) методологических ошибок не выявлено.
Между тем недостаток такой информации об объектах недвижимости подлежащих государственной кадастровой оценке, как год их постройки (год ввода в эксплуатацию), степень их физического износа, допущенный, в том числе, по вине Бюджетного учреждения, повлиял на объем ценообразующих факторов и на примененные методы расчета кадастровой стоимости.
В материалы дела не представлены доказательства того, что период с 1977 года здания животноводческих комплексов были отремонтированы или реконструированы.
По какой причине в ЕГРН не были внесены сведения о годе постройки (годе ввода в эксплуатацию) объектов недвижимости, судом не установлено, но судебная коллегия считает, что указанное обстоятельство, не должно влиять на право административных истцов уплачивать налоги с действительной кадастровой стоимости принадлежащих им нежилых зданий, которая должна быть установлена с учетом всех влияющих на нее факторов, в том числе, с учетом величины физического износа.
Отказав истцам в пересчете кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании их заявления, административный ответчик в сопроводительном письме при этом указал на возможность повторной подачи заявления об исправлении ошибок при определении кадастровой стоимости в соответствии со статьей 21 Федерального закона N237-ФЗ в случае некорректного учета технического состояния объекта с приложением подтверждающих документов (технического паспорта на объект недвижимости или справки о краткой характеристике объекта недвижимости, выданной филиалом ГУП "Леноблинвентаизация" с указанием величины физического износа объекта недвижимости).
Судебная коллегия считает, что указанные документы могли быть истребованы административным ответчиком при рассмотрении заявления административных истцов (вх. от 11 февраля 2022 N135-В-22), что способствовало бы устранению дефекта, допущенного при установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2022 года, выразившегося в том, что их кадастровая стоимость была определена без учета сведений о годе ввода в эксплуатацию.
Судебная коллегия полагает, что указанный дефект следует расценивать как неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, что является ошибкой, допущенной при определении кадастровой стоимости, которая подлежит исправлению Бюджетным учреждением в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" путем пересчета кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2022 года.
Доводы представителя административного ответчика о том, что в полномочия Бюджетного учреждения не входит истребование уточняющих документов, не влияют на правильность указанных выводов.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в редакции, действующей по состоянию на 1 января 2021 года предусматривалось, что в полномочия бюджетных учреждений, связанными с определением кадастровой стоимости, в числе прочего входили сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения (п.5 ч.1 ст.7), в обязанности бюджетного учреждения входило исследование документации, необходимой для определения кадастровой стоимости (п.2 ст.8), Бюджетное учреждение вправе запросить недостающую информацию, необходимую для определения кадастровой стоимости, у органов и организаций, в распоряжении которых имеется такая информация (ч.5 ст.14).
"Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке", утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 N 226, также предусматривалось, что подготовка к проведению государственной кадастровой оценки бюджетным учреждением включает в себя сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости (п.2.1), при обработке бюджетным учреждением информации, содержащейся в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке необходимо учитывать максимально полные сведения, полученные в том числе с привлечением уполномоченного органа, о местоположении, физических, технических и эксплуатационных характеристиках, степени благоустройства объектов недвижимости, ограничениях в их использовании, иных характеристиках, необходимых для определения кадастровой стоимости (п.3.5), источниками информации о значениях ценообразующих факторов могут служить в том числе, данные, имеющиеся в распоряжении организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органам муниципальных образований, данные Росреестра, в том числе из фонда данных государственной кадастровой оценки, адресные цифровые планы и цифровые тематические карты, архивы органов и организаций технической инвентаризации, иные источники информации (п.5.2).
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм права, Бюджетное учреждение располагало возможностью установить год постройки (год ввода в эксплуатацию) объектов недвижимости с кадастровыми номерами N до начала проведения государственной кадастровой оценки.
Доводы о том, что экспертное заключение ООО Оценочная компания "Бизнес-Консалт" от 31 января 2020 года было предоставлено истцами в усеченном виде - отсутствовал раздел о технических характеристиках нежилых зданий, также не влияет на правильность постановленного решения, поскольку заявление истцов о пересмотре кадастровой стоимости и приложенные к нему документы были приняты Государственным бюджетным учреждением Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки" к рассмотрению и полное экспертное заключение могло быть истребовано у истцов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований к его отмене или изменению, не усматривает.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского областного суда от 2 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей Правительства Ленинградской области, Государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки", без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.