Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Белоногого А.В. и Бутковой Н.А, при секретаре Веселовой Н.Н, с участием прокурора Курышкиной О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-59/2022 по апелляционной жалобе Городской Думы муниципального образования город Салехард на решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 сентября 2022 года, которым удовлетворён частично административный иск некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Надежда" о признании не действующим решения Городской Думы муниципального образования город Салехард от 24 июня 2022 года N 45 "О внесении изменений в Генеральный план города Салехарда".
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения участвующих в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи представителя Городской Думы муниципального образования город Салехард Хабибуллиной Л.Ф, настаивавшей на доводах жалобы, представителя Администрации муниципального образования город Салехард Петренко А.В, поддержавшего доводы жалобы, представителя некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Надежда" Гуськовой А.Г, возражавшей против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Курышкиной О.А, полагавшей, что решение суда подлежит изменению, судебная коллегия
установила:
решением Городской Думы муниципального образования город Салехард от 25 декабря 2013 года N 91 утверждён Генеральный план города Салехарда (далее генеральный план).
Решением Городской Думы муниципального образования город Салехард от 19 февраля 2015 года N5 внесены изменения в Генеральный план города Салехарда (далее Решение от 19 февраля 2015 года N 5).
Данным решением земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Салехард, северо-восточная часть города, исключён из черты населённого пункта города Салехарда и отнесён к землям сельскохозяйственного использования.
Решением Городской Думы муниципального образования город Салехард от 16 июня 2017 года N 47 внесены изменения в Генеральный план (далее Решение от 16 июня 2017 года N 47).
Решением Городской Думы муниципального образования город Салехард от 29 апреля 2020 года N 37 внесены изменения в Генеральный план (далее Решение от 29 апреля 2020 года N37). Данным решением земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Салехард, северо-восточная часть города, исключён из черты населённого пункта города Салехарда и отнесён к землям сельскохозяйственного использования.
Решением Городской Думы муниципального образования город Салехард от 21 июля 2020 года N 63 также внесены изменения в генеральный план.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2021 года решение от 29 апреля 2020 года N 37 признано не действующим со дня принятия апелляционного определения в части не включения в границы населённого пункта город Салехард территории в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Салехард, северо-восточная часть города.
Решением Городской Думы муниципального образования город Салехард от 24 июня 2022 года N 45 (далее Решение от 24 июня 2022 года N45) вновь внесены изменения в Генеральный план, в том числе в части исключения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Салехард, северо-восточная часть города, из черты населённого пункта города Салехарда и отнесении его к землям сельскохозяйственного использования.
Решение от 24 июня 2022 года N45 опубликовано в периодическом издании: "Полярный круг", выпуск от 30 июня 2022 года, N26/1 (1581) (том 1, л.д.222).
Таким образом, в настоящее время Генеральный план действует в редакции Решения от 24 июня 2022 года N45.
Некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Надежда", будучи арендатором земельного участка с кадастровым номером N, обратилось в суд Ямало-Нененецкого автономного округа с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующим со дня принятия Генеральный план в редакции Решения от 24 июня 2022 года N45 в части не включения в границы населённого пункта города Салехарда в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером N, территории Некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Надежда"; обязать Администрацию муниципального образования город Салехард внести сведения о включении в границы данного населённого пункта указанного земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости; взыскать с Администрации муниципального образования город Салехард расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Административный иск мотивирован тем, что при принятии оспариваемого Решения от 24 июня 2022 года N45 не соблюдены положения статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которыми установлена процедура согласования проекта генерального плана, предусматривающего исключение из границ населённого пункта земельных участков, планируемых отнесению к категории земель сельскохозяйственного назначения, с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, административный истец указывал на существенные нарушения процедуры принятия данного нормативного правового акта, выразившиеся в нарушениях, допущенных при проведении общественных обсуждений проекта этого нормативного акта.
Решением Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 сентября 2022 года административное исковое заявление Некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Надежда" удовлетворено частично: суд признал не действующим со дня принятия решения суда Решение от 24 июня 2022 года N45 в части не включения в границы города Салехарда территории в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Салехард, северо-восточная часть города; в удовлетворении остальной части требований отказано (том 4, л.д.116-129).
В апелляционной жалобе Городская Дума города Салехарда просит решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 сентября 2022 года отменить, принять новое, которым отказать в удовлетворении административного иска (том 4, л.д.135-139).
Относительно апелляционной жалобы административным истцом, участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на неё, выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана муниципального образования, внесение в него изменений относится к вопросам местного значения муниципального образования, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Уставом муниципального образования город Салехард, принятого на референдуме жителями муниципального образования город Салехард 16 марта 1997 года (далее Устав города Салехарда), закреплено, что муниципальное образование город Салехард является городским округом с административным центром город Салехард (пункт 1 статьи 1). К вопросам местного значения относятся, среди прочего, утверждение генерального плана города, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана города Салехарда документации по планировке территории (пункт 25 статьи 13) (том 1, л.д.179-207).
В силу статьи 23 Устава города Салехарда публичные слушания, общественные обсуждения проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения (пункт 1).
Согласно пункту 2 статьи 23 Устава порядок организации и проведения публичных слушаний регулируется положениями, утверждаемыми решением Городской Думы города Салехарда, и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном интернет-сайте муниципального образования город Салехард (http://salekhard.org, Эл N ФС77-39807 от 11 мая 2010 года) с учётом положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте.
Для размещения материалов и информации, указанных в абзаце первом настоящей части, обеспечения возможности представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по проекту муниципального правового акта, а также для участия жителей муниципального образования в публичных слушаниях с соблюдением требований об обязательном использовании для таких целей официального сайта может использоваться федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Пунктом 3 статьи 23 Устава города Салехарда установлено, что по проектам, указанным в части 5 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Постановлением Администрации муниципального образования город Салехард от 8 июня 2021 года N 1729 принято решение о подготовке проектов о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки города Салехарда (пункт 1); утверждён прилагаемый порядок и сроки проведения работы по подготовке проектов (пункт 2) (том 1, л.д.228-229).
Постановлением Администрации муниципального образования город Салехард от 27 декабря 2021 года N 3872 назначено проведение публичных слушаний на 31 января 2022 года в 18 часов 00 минут по адресу: г.Салехард ул.Свердлова, д.48, кабинет 102, по рассмотрению вопросов:
1.1. о внесении изменений в Генеральный план города Салехарда, 1.2. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Салехарда (пункт 1) (том 1, л.д.233).
Пунктом 2 данного постановления ответственность за подготовку, организацию и проведение публичных слушаний возложена на департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации города Салехарда.
Пунктом 4 указанного постановления на департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации города Салехарда возложена обязанность обеспечить:
4.1. информирование жителей муниципального образования город Салехард о предстоящих публичных слушаниях посредством опубликования оповещения о начале публичных слушаний в газете "Полярный круг" 30 декабря 2021 года;
4.2. размещение на официальном сайте муниципального образования город Салехард проектов, подлежащих рассмотрению на публичных слушаниях, 10 января 2022 года, 4.3. организацию и проведение экспозиции проектов, подлежащих рассмотрению на публичных слушаниях, с 10 января 2022 года до 31 января 2022 года (том 1, л.д.233).
Указанное постановление от 27 декабря 2021 года N 3872 опубликовано на официальном сайте Администрации города Салехарда 29 декабря 2021 года (том 2, л.д.4).
Из распечатки с официального сайта Администрации города Салехарда от 10 января 2022 года следует, что 10 января 2022 года опубликовано оповещение о назначении публичных слушаний на 31 января 2022 года; на публичные слушания представлен, в том числе проект о внесении изменений в Генеральный план города Салехарда; указан перечень информационных материалов к проектам: схематичное местонахождение рассматриваемых земельных участков с указанием территориальной зоны; срок проведения публичных слушаний: с 30 декабря 2021 года по 31 января 2022 года; также указано, что информационные материалы по проектам представлены на экспозиции по адресу: г.Салехард, ул.Свердлова, д.48, на стенде второго этажа; экспозиция открыта с 15 часов 00 минут до 17 часов 00 минут; в период работы экспозиции проводятся консультации по проектам; приём замечаний и предложений к проектам от заинтересованных лиц осуществляется в рабочие дни с 10 января 2022 года по 31 января 2022 года; дата, время и место проведения публичных слушаний 31 января 2022 года в 18 часов 00 минут по адресу: г.Салехард, ул.Свердлова, д.48, зал 102; представление предложений и замечаний заинтересованными лицами осуществляется в письменной или устной форме в ходе проведения собрания участников публичных слушаний, в письменной форме (нарочно или почтовым отправлением) по адресу: г.Салехард, ул.Свердлова, д.48 (том 1, л.д.234, том 2, л.д.5).
На основании постановления Администрации муниципального образования город Салехард от 27 января 2022 года N119, принятого в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в период сложной эпидемиологической обстановки, постановлено признать утратившим силу постановление Администрации муниципального образования город Салехард от 27 декабря 2021 года N 3872 "О назначении публичных слушаний" (пункт 1) (том 1, л.д.235).
Данное постановление опубликовано на официальном сайте Администрации города Салехарда 27 января 2022 года (том 2, л.д.6). На сайте Администрации муниципального образования город Салехард 28 января 2022 года также опубликована информация об указанном постановлении (том 1, л.д.235 на обороте, том 2, л.д.7).
Постановлением Администрации муниципального образования город Салехард от 31 января 2022 года N 140 назначено проведение общественных обсуждений по рассмотрения вопросов:
1.1. о внесении изменений в Генеральный план города Салехарда;
1.2. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Салехарда (пункт 1) (том 1, л.д.236).
Пунктом 2 данного постановления ответственность за подготовку, организацию и проведение общественных обсуждений возложена на департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации города Салехарда.
Пунктом 4 указанного постановления на департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации города Салехарда возложена обязанность обеспечить:
4.1. информирование жителей муниципального образования город Салехард о предстоящих общественных обсуждениях посредством опубликования оповещения о начале общественных обсуждений в газете "Полярный круг" 3 февраля 2022 года;
4.2. размещение на официальном сайте муниципального образования город Салехард проектов, подлежащих рассмотрению на общественных обсуждениях, 10 февраля 2022 года;
4.3. организацию и проведение экспозиции проектов, подлежащих рассмотрению на общественных обсуждениях, с 10 февраля 2022 года по 7 марта 2022 года (том 1, л.д.236).
Данное постановление опубликовано на официальном сайте администрации 31 января 2022 года (том 1, л.д.237, том 2, л.д.8), 3 февраля - в периодическом издании "Полярный круг", выпуск N 5/1 (1560) (том 1, л.д.238, том 2, л.д.137).
Из Интернет-версии газеты "Полярный круг" (г.Салехард) следует, что в выпуске данного издания от 3 февраля 2022 года в электронном формате содержатся сведения о том, что на общественные обсуждения представляются проекты: 1. о внесении изменений в Генеральный план города Салехарда, 2. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Салехарда; указан перечень информационных материалов к проектам: проекты в текстовом и графическом формате; срок проведения общественных обсуждений: с 3 февраля 2022 года по 10 марта 2022 года; также указано, что информационные материалы по проектам представлены на экспозиции по адресу: г.Салехард, ул.Свердлова, д.48, на стенде второго этажа; экспозиция открыта с 10 февраля 2022 года по 7 марта 2022 года с 15 часов 00 минут до 17 часов 00 минут; в период работы экспозиции проводятся консультации по проектам; приём замечаний и предложений к проектам от заинтересованных лиц осуществляется в рабочие дни с 10 февраля 2022 года по 7 марта 2022 года (том 1, л.д.240, том 2, л.д.42).
Оповещение о проведении общественных обсуждений, содержащее аналогичную информацию, опубликовано 10 февраля 2022 года на официальном сайте Администрации города Салехарда (том 2, л.д.9).
10 февраля 2022 года также на сайте опубликованы проекты Генерального плана и Правил землепользования и застройки для общественных обсуждений (том 2, л.д.131-133).
Как следует из протокола общественных обсуждений N 3, составленного 11 марта 2022 года Администрацией муниципального образования город Салехард, дата проведения общественных обсуждений: с 3 февраля 2022 года по 17 марта 2022 года; предмет общественных обсуждений: вопросы, содержащиеся в статье 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации; основание проведения общественных обсуждений: постановление Администрации муниципального образования город Салехард от 31 января 2022 года N 40 "О назначении общественных обсуждений"; дата и источник опубликования оповещения: газета "Полярный Круг" от 3 февраля 2022 года, сайт Администрации муниципального образования город Салехард в разделе "Публичные слушания и общественные обсуждения", подраздел "назначенные" - 10 февраля 2022 года; приём замечаний и предложений участников общественных обсуждений осуществлялся с 10 февраля 2022 года по 7 марта 2022 года; повестка общественных обсуждений: 1. о внесении изменений в Генеральный план города Салехарда, 2. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Салехарда (том 1, л.д.242-248).
11 марта 2022 года составлено заключение о результатах общественных обсуждений по проекту: внесение изменений в Генеральный план города Салехарда (том 2, л.д.1-2), согласно которому процедура проведения общественных обсуждений выполнена в соответствии с требованиями действующего законодательства и решением Городской Думы города Салехарда от 18 июня 2021 года N42 "Об утверждении Порядка организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в муниципальном образовании город Салехард по вопросам градостроительной деятельности"; рекомендовано одобрить проект с учётом поступивших предложений и замечаний (том 2, л.д.1-2).
Данное заключение опубликовано на официальном сайте Администрации города Салехарда 17 марта 2022 года (том 2, л.д.3 на обороте, том 2, л.д.10).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований частично, суд первой инстанции исходил из того, что сведения об общественных обсуждениях опубликованы 10 февраля 2022 года, т.е. в день начала общественных обсуждений, в связи с чем пришёл к выводу о нарушении процедуры вынесения оспариваемого постановления, поскольку не обеспечен 7-дневный срок для опубликования сведений об общественных обсуждениях на официальном сайте Администрации города Салехарда.
Соглашаясь с выводом суда о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, судебная коллегия учитывает следующее.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план, в частности, содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3).
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны); характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На карте планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа и карте функциональных зон поселения или городского округа соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: автомобильные дороги местного значения; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учёт потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (Постановление от 28 марта 2017 года N 10-П; Определения от 6 ноября 2003 года N 387-0, от 15 июля 2010 года N 931-0-0 и от 25 февраля 2016 года N 242-0).
С учётом этих конституционно значимых целей законодательство о градостроительной деятельности, состоящее из Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также из других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, которые не могут противоречить данному Кодексу, регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (статья 3 и часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учёта мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 2, 5.1 и 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале публичных слушаний;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;
4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;
5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;
6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Как следует из пункта 1 части 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний производится не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации.
Частью 16 приведённой статьи определено, что организатором общественных обсуждений или публичных слушаний должен быть обеспечен равный доступ к проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, всех участников общественных обсуждений или публичных слушаний (в том числе путём предоставления при проведении общественных обсуждений доступа к официальному сайту, информационным системам в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) помещениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций).
В части 24 этой же статьи предусмотрено, что порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, официальный сайт и (или) информационные системы, требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний определяются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Аналогичные положения содержатся в частях 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, приведённые положения призваны обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учёт мнения участников публичных слушаний, в том числе путём предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа своё мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.
Из анализа изложенных правовых норм усматривается, что подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации проект решения, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. В зависимости от даты опубликования проекта решения, подлежащего обсуждению на общественных слушаниях, производится оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний: не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Между тем, из представленного Городской Думой города Салехарда на запрос суда апелляционной инстанции ответа (письмо от 14 ноября 2022 года N б/н) следует, что проект решения Городской Думы муниципального образования город Салехард от 24 июня 2022 года N 45 был размещён на официальном сайте Администрации города Салехарда 17 июня 2022 года во вкладке Нормативно-правовые акты - Проекты НПА, внесённые главой города Салехарда.
Из объяснений, данных представителем Городской Думы города Салехарда в заседании суда апелляционной инстанции следует, проект оспариваемого решения ранее 17 июня 2022 года на официальном сайте Администрации города Салехарда не публиковался.
Более того, заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы оспариваемого решения составлено департаментом строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард (исх.N 182) 10 июня 2022 года, а 14 июня 2022 года - направлено заместителю начальника управления, начальнику отдела правового обеспечения юридического управления Администрации города Салехарда. При этом просьба о проведении антикоррупционной экспертизы указанного решения сформулирована только 7 июня 2022 года (исх.N171-14/01-07-03/1216).
Таким образом, Городской Думой города Салехарда не соблюдён установленный пунктом 1 части 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок, поскольку проект нормативного правового акта не был размещён на официальном сайте Администрации города Салехарда или иным установленным муниципальным правовым актом способом не был доведён до сведения жителей муниципального образования до даты проведения общественных обсуждений.
Следовательно, административный истец, являясь заинтересованным лицом, был лишён возможности принять участие в проводимых общественных обсуждениях, в том числе подать замечания и возражения по вопросу внесения изменений в генеральный план.
С учётом изложенного, имеются достаточные основания для вывода о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, предусмотренной пунктом 1 части 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции указал на нарушение формы оповещения о начале общественных обсуждений, отметив, что опубликование самого постановления о назначении общественных обсуждений от 31 августа 2022 года не является тождественным опубликованию оповещения об общественных обсуждениях, специальная форма которого регламентирована в муниципальном правовом акте. Дополнительно указано на то, что в постановлении отсутствует информация о перечне информационных материалов к проекту внесения изменений в Генеральный план, в том числе картографических.
Между тем, суд первой инстанции, признавая оспариваемое решение не действующим с даты вступления в законную силу решения суда и только в части арендуемого истцом земельного участка, не принял во внимание разъяснения, данные в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" о том, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Таким образом, решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 сентября 2022 года о признании не действующим со дня принятия решения суда Решения от 24 июня 2022 года N45 в части не включения в границы города Салехарда территории в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Салехард, северо-восточная часть города, подлежит изменению, а абзац второй резолютивной части решения суда следует изложить в следующей редакции: "Признать не действующим со дня принятия решение Городской Думы муниципального образования город Салехард от 24 июня 2022 года N 45 "О внесении изменений в Генеральный план города Салехарда".
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Городской Думы муниципального образования город Салехард - без удовлетворения.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 сентября 2022 года изменить, изложить абзац второй резолютивной части решения суда в следующей редакции:
Признать не действующим со дня принятия решение Городской Думы муниципального образования город Салехард от 24 июня 2022 года N 45 "О внесении изменений в Генеральный план города Салехарда".
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.