Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев протест заместителя прокурора Приморского края Трегубова А.В. на вступившее в законную силу постановление судьи Лесозаводского районного суда Приморского края от 21 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Конишеску "данные изъяты"
установил:
постановлением судьи Лесозаводского районного суда Приморского края от 21 ноября 2016 года Конишеску С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 год.
В порядке, установленном статьями 30.1 - 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление судьи Лесозаводского районного суда Приморского края от 21 ноября 2016 года не было обжаловано, либо опротестовано, вступило в законную силу 2 декабря 2016 года.
В протесте, принесенном в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель прокурора Приморского края Трегубов А.В. просит отменить постановление судьи районного суда от 21 ноября 2016 года, вынесенное в отношении Конишеску С.В, производство по делу прекратить.
Конишеску С.В, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о принесении заместителем прокурора Приморского края Трегубовым А.В. протеста на судебный акт, в установленный срок возражения на протест не представил.
Изучив доводы протеста заместителя прокурора Приморского края Трегубова А.В, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Конишеску С.В. к административной ответственности послужило то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 20 минут в районе "адрес", водитель Конишеску С.В, управляя транспортным средством марки "Toyota Chaser", государственный регистрационный знак Е 595 АК 125/RUS, став участником дорожно-транспортного происшествия оставил место дорожно-транспортного происшествия, чем нарушил требования пунктов 2.5, 2.6.1 Правил дорожного движения.
ДД.ММ.ГГГГ судья районного суда признал Конишеску С.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначил административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 год.
С таким решением судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению в том числе сведения о лице, совершившем действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, исходя из положений статьи 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможно только лицам, имеющим такое право либо лишенным его в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях", управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), квалифицируется по части 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а лишенным такого права, - по части 2 данной статьи.
Лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, является лицо, которое на момент совершения административного правонарушения не получало такое право в установленном законом порядке, лицо, срок действия соответствующего удостоверения которого истек, а также лицо, действие права управления транспортными средствами которого прекращено судом в связи с наличием медицинских противопоказаний или медицинских ограничений (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). К таким лицам административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами не применяется.
Из сообщения начальника МЭО ГИБДД УМВД России по Приморскому краю ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что по сведениям, содержащимся в Федеральной информационной системе "ФИС ГИБДД - М" МВД России водительское удостоверение Конишеску С.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не выдавалось.
Из материалов дела следует, что сведения о водительском удостоверении Конишеску С.В, управлявшего транспортным средством ДД.ММ.ГГГГ, в протокол об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ не были внесены, личность Конишеску С.В. установлена на основании паспорта.
Из письменного объяснения Конишеску С.В. от ДД.ММ.ГГГГ и списка о нарушениях от ДД.ММ.ГГГГ указывается об отсутствие у Конишеску С.В. водительского удостоверения.
Данных, подтверждающих факт получения Конишеску С.В. водительского удостоверения и соответственно права управления транспортными средствами, материалы дела не содержат.
Вместе с тем, судья районного суда не исследовал вопрос о наличии у Конишеску С.В. права на управление транспортными средствами и при назначении административного наказания не учел, что на момент вынесения постановления Конишеску С.В. не могло быть назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами.
Таким образом, судьей районного суда в нарушение требований статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не были всесторонне, полно и объективно исследованы все обстоятельства дела в их совокупности.
При изложенных обстоятельствах постановление судьи Лесозаводского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Конишеску С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения протеста на вступившее в законную силу постановление судьи районного суда срок давности привлечения Конишеску С.В. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
протест заместителя прокурора Приморского края Трегубова А.В, удовлетворить.
Постановление судьи Лесозаводского районного суда Приморского края от 21 ноября 2016 года, вынесенное в отношении Конишеску "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.