Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу заместителя председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края Шашкова А.В. на вступившие в законную силу решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 3 июня 2022 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 27 сентября 2022 года в отношении Сибель Виктории Вадимовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края Шашкова А.В. от 11 апреля 2022 года N ФКС-3/6-22 должностное лицо - менеджер по закупочной деятельности, ответственный за осуществление закупок краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа-интернат N 5" (далее - КГКОУ "Школа-интернат N 5") Сибель В.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 3 июня 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 27 сентября 2022 года, постановление заместителя председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края Шашкова А.В. от 11 апреля 2022 года N ФКС-3/6-22 изменено, назначенный административный штраф заменен предупреждением по правилам статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 4 статьи 30.12 КоАП РФ, заместитель председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края Шашков А.В. просит состоявшиеся по делу судебные решения отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств дела.
Сибель В.В. в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ извещена о принесении данной жалобы, возражений не представила.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ предусмотрено, что ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
Основанием для привлечения должностного лица - менеджера по закупочной деятельности, ответственного за осуществление закупок КГКОУ "Школа-интернат N 5" Сибель В.В. к административной ответственности в соответствии с приведенной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в постановлении должностного лица выводы о том, что названное учреждение в срок до 19 апреля 2021 года не исполнило возложенную на него статьей 103 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" обязанность предоставить информацию о заключении контракта от 12 апреля 2021 года N 196-В/409 в единую информационную систему не позднее пяти рабочих дней с даты заключения контракта. Необходимая информация о заключении контракта и его копия предоставлены заказчиком лишь 24 сентября 2021 года. Постановлением должностного лица Сибель В.В. назначено административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
Судьей районного суда, с выводами которого согласился судья краевого суда, постановление должностного лица изменено. На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ Сибель В.В. назначено административное наказание в виде предупреждения. При этом судья районного суда учел, что КГКОУ "Школа-интернат N 5", является некоммерческой организацией, вред либо угроза причинения вреда перечисленным в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ субъектам и объектам, равно как и данные о привлечении Сибель В.В. ранее к административной ответственности отсутствуют.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя, поскольку они постановлены при неправильно установленных обстоятельствах дела.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Из части 3 статьи 1.4 КоАП РФ следует, что особые условия применения мер административной ответственности в отношении некоммерческих организаций, а также их руководителей и иных работников, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).
Частью 3 статьи 3.4 КоАП РФ (здесь и далее приведены нормы в редакции, действующей на момент принятия судом первой инстанции судебного акта) определено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене некоммерческой организации, а также ее работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 4.1.1 КоАП РФ, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 данного Кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания, применяемого в отношении особого субъекта административной ответственности - субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников. По смыслу указанных законоположений такая замена осуществляется, в частности, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 1563-О).
В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 октября 2018 года, также обращено внимание судов на то, что помимо прочих условий, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная ст. 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
При этом условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, статьи 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не предусматривают (пункт 43).
Вместе с тем, разрешая вопрос о применении в отношении менеджера по закупочной деятельности, ответственного за осуществление закупок КГКОУ "Школа-интернат N 5" Сибель В.В. положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, судья районного суда данные положения не учел.
Сославшись на то, что в материалы дела не представлено данных о привлечении Сибель В.В. ранее к административной ответственности, судья оставил без внимания указание в постановлении N ФКС-3/6/22 от 11 апреля 2022 года на то, что Сибель В.В. привлечена к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ на основании постановления от 29 марта 2022 года N ФКС-1/3-22 (т. 1 л.д. 32). На это обращено внимание суда должностным лицом в отзыве (т. 2 л.д.2).
Таким образом, доводы должностного лица, вынесшего постановление о назначении административного наказания об отсутствии в рассматриваемом случае всей совокупности условий для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, надлежащей проверки и оценки судебных инстанций не получили.
Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В данном случае допущенное при рассмотрении дела нарушение предусмотренных статьей 4.1.1 КоАП РФ правил назначения наказания является существенным. Поскольку по результатам рассмотрения данного дела принято решение о виновности Сибель В.В. в совершении предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ административного правонарушения с назначением ей административного наказания (производство по названному делу в отношении ее не было прекращено), не имеется препятствий для отмены состоявшихся по делу судебных актов и возвращения дела судье районного суда на новое рассмотрение для проверки правильности применения в отношении привлекаемого к административной ответственности лица положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и вынесения законного и обоснованного решения.
Таким образом, решения судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 3 июня 2022 года и судьи Хабаровского краевого суда от 27 сентября 2022 года, состоявшиеся в отношении Сибель В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судье Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
жалобу заместителя председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края Шашкова А.В. удовлетворить.
Решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 3 июня 2022 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 27 сентября 2022 года в отношении Сибель Виктории Вадимовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.