Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Заганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шестакова Владимира Алексеевича на решение Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 2 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Шестакова Владимира Алексеевича к исполняющему обязанности заместителя прокурора Индустриального района города Хабаровска Григоренко Анне Сергеевне, прокуратуре Индустриального района города Хабаровска, прокуратуре Хабаровского края, помощнику прокурора Индустриального района города Хабаровска Морозовой-Макаровой Марине Владимировне о признании представления незаконным.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шестаков В.А. обратился в Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить представление и.о. заместителя прокурора Индустриального района города Хабаровска Григоренко А.С. от 1 октября 2021 года N 2-18-2021.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что данное представление, согласно которому директору краевого государственного автономного учреждения Спортивная школа олимпийского резерва по хоккею с мячом "СКА-Нефтяник" (далее - КГАУ СШОР "СКА-Нефтяник", Спортивная школа) предлагалось устранить нарушения требований действующего законодательства о физической культуре и спорте выразившиеся в том, что Шестаков В.А. работает в КГАУ СШОР "СКА-Нефтяник" тренером, не имея среднего профессионального либо высшего профессионального образования, стало основанием для издания приказа от 16 ноября 2021 года об увольнении административного истца из Спортивной школы.
По мнению Шестакова В.А, представление и.о. заместителя прокурора Индустриального района города Хабаровска Григоренко А.С. от 1 октября 2021 года N 2-18-2021 является необоснованным, противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает его права и охраняемые законом интересы.
Определениями судьи Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 29 декабря 2021 года и от 11 января 2022 годак участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены прокуратура Индустриального района города Хабаровска, прокуратура Хабаровского края, в качестве заинтересованного лица - КГАУ СШОР "СКА-Нефтяник".
Протокольным определением Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 2 февраля 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена помощник прокурора Индустриального района города Хабаровска Морозова-Макарова М.В.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 2 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления Шестакова В.А. было отказано.
21 сентября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Шестакова В.А, поданная им 30 июля 2022 года через Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 2 февраля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1) органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона со стороны органов и должностных лиц, указанных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, вправе внести им представление об устранении нарушений закона.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, 9 сентября 2021 года прокуратура города Хабаровска в порядке пункта 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждённой приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45, направила в прокуратуру Индустриального района города Хабаровска для рассмотрения обращение Ларькина В.Г, который просил провести прокурорскую проверку по вопросу законности работы Шестакова В.А, не имеющего специального образования, в должности тренера в КГАУ СШОР "СКА-Нефтяник".
Решением и.о. заместителя прокурора Индустриального района города Хабаровска Григоренко А.С. от 1 октября 2021 года N 604 проведение проверки соблюдения КГАУ СШОР "СКА-Нефтяник" требований действующего законодательства поручено помощнику прокурора Индустриального района города Хабаровска Морозовой-Макаровой М.В. Копия данного решения получена Спортивной школой 1 октября 2021 года.
1 октября 2021 года по результатам проведённой проверки и.о. заместителя прокурора Индустриального района города Хабаровска Григоренко А.С. директору КГАУ СШОР "СКА-Нефтяник" Юрову К.Г. внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства N 2-18-2021.
В данном представлении и.о. заместителя прокурора района указывал, что в нарушение требований Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ), Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761н (далее - Единый квалификационный справочник), Шестаков В.А. занимает должность тренера-преподавателя Спортивной школы, не имея среднего профессионального либо высшего профессионального образования, следствием чего является нарушение прав несовершеннолетних - воспитанников КГАУ СШОР "СКА-Нефтяник" на охрану их жизни и здоровья.
В резолютивной части представления от 1 октября 2021 года N 2-18-2021 и.о. заместителя прокурора района предлагал руководителю Спортивной школы: безотлагательно рассмотреть данное представление с участием представителя прокуратуры Индустриального района города Хабаровска; принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений, недопущению их впредь, исключению причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении закона; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах проинформировать заместителя прокурора района в установленный законом срок, с приложением копии приказа о наказании виновных и документов, свидетельствующих об устранении нарушений закона.
Приказом директора КГАУ СШОР "СКА-Нефтяник" Юрова К.Г. от 16 ноября 2021 года тренер отдела по спортивной подготовке Шестаков В.А. уволен с 16 ноября 2021 года по пункту 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (абзац 4 части 1 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации), то есть в связи с нарушением установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил заключения трудового договора.
Из содержания части 1 статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.
В свою очередь, часть 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ) предусматривает, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 24 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ тренер - это физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование и осуществляющее проведение со спортсменами тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов.
Единый квалификационный справочник предусматривает, что тренер-преподаватель (включая старшего) должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.
Профессиональным стандартом "Тренер", утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2019 года N 191н, также установлено, что минимальными требованиями к образованию и обучению тренеров-преподавателей являются: среднее профессиональное образование (программы подготовки специалистов среднего звена в области физической культуры и спорта или педагогики по направлению подготовки в области физической культуры и спорта) или среднее профессиональное образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по методике обучения физической культуре, базовым видам спорта.
Разрешая административный спор, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края и судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ, Единых квалификационных справочников, ссылки на которые имеются в обжалуемых судебных актах, пришли к выводу, что у и.о. заместителя прокурора Индустриального района города Хабаровска Григоренко А.С. по состоянию на 1 октября 2021 имелись предусмотренные законом полномочия и основания для внесения обжалуемого представления в адрес директора КГАУ СШОР "СКА-Нефтяник" ФИО7, поскольку в результате проведённой прокурорской проверки было установлено, что тренер Спортивной школы Шестаков В.А. не имеет высшего или среднего профессионального образования в области физкультуры и спорта.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Изложенные в кассационной жалобе доводы административного истца о несогласии с увольнением с занимаемой в КГАУ СШОР "СКА-Нефтяник" должности по пункту 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации и абзацу 4 части 1 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации не имеют правового значения для рассмотрения заявленных в рамках настоящего административного дела требований об оспаривании представления и.о. заместителя прокурора района, поскольку должностными лицами органов прокуратуры решений об увольнении Шестакова В.А. не принималось.
В данном случае, выявив в ходе проведённой проверки факты нарушений требований действующего законодательства о физической культуре и спорте, и.о. заместителя прокурора Индустриального района города Хабаровска был вправе, руководствуясь статьями 21, 22 и 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, внести представление директору КГАУ СШОР "СКА-Нефтяник", в котором предложить принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений действующего законодательства, причин и условий, им способствующих, а также решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении закона.
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, само по себе представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 органы и должностные лица устранить допущенные нарушения, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путём специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путём обращения в суд.
Иные доводы кассационной жалобы о том, что Шестаков В.А, имеющий звание "мастера спорта СССР", успешно в течение 35 лет осуществлял профессиональную деятельность, имеет поощрения, признавался лучшим детским тренером, дважды проходил аттестацию по занимаемой должности тренера-преподавателя, ему присвоена первая квалификационная категория; что прокурорская проверка проведена с нарушением установленных законом требований, - не опровергают верных выводов судов нижестоящих инстанций о законности обжалуемого представления, по существу они направлены на переоценку доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, а также основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем эти доводы не могут являться предусмотренными частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 2 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шестакова Владимира Алексеевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.