Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу департамента цен и тарифов Магаданской области на решение Магаданского областного суда от 25 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Магадана "Водоканал" о признании недействующим приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 28 июня 2021 года N 2-ЖКК/5 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия города Магадана "Водоканал" на 2019-2023 годы, утверждении производственных программ муниципального унитарного предприятия города Магадана "Водоканал" в сфере питьевого водоснабжения, водоотведения на 2019-2023 годы".
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителей департамента цен и тарифов Магаданской области Бухониной Е.А. и Антоновой К.И, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя муниципального унитарного предприятия города Магадана "Водоканал" Карташевой В.А, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
28 июня 2021 года департаментом цен и тарифов Магаданской области (далее - Департамент, регулирующий орган) издан приказ N 2-ЖКК/5 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия города Магадана "Водоканал" на 2019-2023 годы, утверждении производственных программ муниципального унитарного предприятия города Магадана "Водоканал" в сфере питьевого водоснабжения, водоотведения на 2019-2023 годы" (далее - Приказ от 28 июня 2021 года N 2-ЖКК/5), который 9 июля 2021 года был размещён в сетевом издании областного государственного автономного учреждения "Издательский дом "Магаданская правда" (http://www.magadanpravda.ru).
Муниципальное унитарное предприятие города Магадана "Водоканал" (далее - МУП г. Магадана "Водоканал", Предприятие) обратилось в Магаданский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа от 28 июня 2021 года N 2-ЖКК/5.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемый приказ издан Департаментом во исполнение решения Магаданского областного суда от 1 февраля 2021 года по административному делу N 3а-1/2021, которым признаны недействующими со дня принятия приказы регулирующего органа от 25 октября 2019 года N 2-ЖКК/32 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей МУП г. Магадана "Водоканал" на 2019-2023 годы, утверждении производственных программ МУП г. Магадана "Водоканал" в сфере питьевого водоснабжения, водоотведения на 2019-2023 годы" и от 20 декабря 2019 года N 2-ЖКК/60 "О внесении изменений в приказ Департамента цен и тарифов Магаданской области от 25 октября 2019 года N 2-ЖКК/32" с возложением на Департамент обязанности принять новый нормативный правовой акт.
По мнению МУП г. Магадана "Водоканал", при новом установлении тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение на соответствующий долгосрочный период регулирования Департамент необоснованно не включил в состав необходимой валовой выручки расходы Предприятия по отдельным статьям затрат, что привело в итоге необоснованному снижению размеров установленных тарифов.
Решением Магаданского областного суда от 25 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2022 года, административное исковое заявление МУП г. Магадана "Водоканал" удовлетворено: Приказ от 28 июня 2021 года N 2-ЖКК/5 признан недействующим со дня принятия; на Департамент возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей МУП г. Магадана "Водоканал" на 2019-2023 годы, долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения для МУП г. Магадана "Водоканал", утверждающий производственные программы МУП г. Магадана "Водоканал" в сфере питьевого водоснабжения, водоотведения на 2019-2023 годы. Кроме того, решением суда с Департамента в пользу административного истца взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
9 сентября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного ответчика, поданная 24 августа 2022 года через Магаданский областной суд, в которой ставится вопрос об изменении решения суда первой инстанции и апелляционного определения в части определения расходов МУП г. Магадана "Водоканал" по услуге водоотведение по статье затрат "амортизация" в связи с несоответствием выводов судов в данной части обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права. В остальной части обжалуемые судебные акты регулирующий орган просит оставить без изменения.
Представитель публичного акционерного общества "Магаданэнерго", участвующего в административном деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы был извещён. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Магаданского областного суда от 25 октября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20, части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе обратиться лица, в отношении которых применён такой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из содержания пунктов 1.1, 3.15.3 Положения о Департаменте цен и тарифов Магаданской области, утверждённого постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года N 3-пп, следует, что данный Департамент является органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как следует из материалов настоящего административного дела, решением Магаданского областного суда от 1 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 мая 2021 года и принятым по административному делу N 3а-1/2021 по результатам рассмотрения административного искового заявления МУП г. Магадана "Водоканал", признаны недействующими со дня принятия приказ Департамента от 25 октября 2019 года N 2-ЖКК/32 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей МУП г. Магадана "Водоканал" на 2019-2023 годы, утверждении производственных программ МУП г. Магадана "Водоканал" в сфере питьевого водоснабжения, водоотведения на 2019-2023 годы" (далее - Приказ от 25 октября 2019 года N 2-ЖКК/32), а также приказ Департамента от 20 декабря 2019 года N 2-ЖКК/60 "О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 25 октября 2019 года N 2-ЖКК/32" (далее - Приказ от 20 декабря 2019 года N 2-ЖКК/60). Кроме того, решением суда на регулирующий орган возлагалась обязанность в течение месяца со дня вступления его в законную силу принять новые нормативные правовые акты, устанавливающие тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей МУП г. Магадана "Водоканал" на 2019-2023 годы, долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения для МУП г. Магадана "Водоканал" на 2019-2023 годы, а также утверждающие производственные программы МУП г. Магадана "Водоканал" в сфере питьевого водоснабжения, водоотведения на 2019-2023 годы.
Во исполнение вступившего в законную силу решения суда Департаментом издан Приказ от 28 июня 2021 года N 2-ЖКК/5, установивший и утвердивший:
- тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей МУП г. Магадана "Водоканал" на 2019-2023 годы с календарной разбивкой (приложение N 1 к Приказу от 28 июня 2021 года N 2-ЖКК/5);
- долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения для МУП г. Магадана "Водоканал" на 2019-2023 годы (приложение N 2 к Приказу от 28 июня 2021 года N 2-ЖКК/5);
- производственную программу МУП г. Магадана "Водоканал" в сфере холодного водоснабжения на 2019-2023 годы (приложение N 3 к Приказу от 28 июня 2021 года N 2-ЖКК/5);
- производственную программу МУП г. Магадана "Водоканал" в сфере водоотведения на 2019-2023 годы (приложение N 4 к Приказу от 28 июня 2021 года N 2-ЖКК/5).
В пункте 6 Приказа от 28 июня 2021 года N 2-ЖКК/5 указывалось, что его действие распространяется на регулируемые правоотношения с 1 января 2019 года.
Данный нормативный правовой акт был опубликован 9 июля 2021 года в сетевом издании областного государственного автономного учреждения "Издательский дом "Магаданская правда" (http://www.magadanpravda.ru).
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением об оспаривании Приказа от 28 июня 2021 года N 2-ЖКК/5 МУП г. Магадана "Водоканал" указывало на необоснованное, по его мнению, невключение регулирующим органом в состав необходимой валовой выручки Предприятия заявленных им расходов по статьям затрат: расходы на капитальные вложения; расходы на возврат займов и процентов; расходов на выплаты по коллективному договору; амортизация; расходы на приобретение энергетических ресурсов. Также Департамент неверно рассчитал нормативную прибыль административного истца по услугам водоснабжение и водоотведение. В результате, регулирующий орган снизил размер необходимой валовой выручки Предприятия, что привело к установлению экономически необоснованных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для потребителей МУП г. Магадана "Водоканал" на долгосрочный период регулирования, а также к неверному определению долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения для административного истца.
Части 2 и 6 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ предусматривают, что порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов устанавливается Основами ценообразования; такие тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учётом объёмов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных Основами ценообразования.
Из содержания пункта 24 Основ ценообразования следует, что необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
При определении расчётных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объёмы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из источников информации, перечисленных в пункте 22 Основ ценообразования.
При определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчётности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю (пункт 23 Основ ценообразования).
К долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся: базовый уровень операционных расходов; индекс эффективности операционных расходов; нормативный уровень прибыли; показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии), которые, за исключением параметров нормативного уровня прибыли, определяются в соответствии с разделом VIII Основ ценообразования (пункты 79, 79(1) Основ ценообразования).
В силу пункта 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы (за исключением расходов по сомнительным долгам), определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 41, 42 (за исключением расходов по сомнительным долгам), 48 - 52 Основ ценообразования.
Пункт 80 Основ ценообразования предусматривает, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учётом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчёте тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.
Разрешая заявленные административные исковые требования, Магаданский областной суд и судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, обосновано указали в решении и апелляционном определении, что Приказ от 28 июня 2021 года N 2-ЖКК/5 принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением порядка его принятия и опубликования.
Между тем суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ, Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте", Федерального закона от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года N 480, Основ ценообразования, Правил регулирования, Методических указаний, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что регулирующий орган неверно применил формулы для определения нормативной прибыли Предприятия, необоснованно исключил из необходимой валовой выручки МУП г..Магадана "Водоканал" заявленные административным истцом расходы на капитальные вложения, на выплаты по заключенному кредитному договору, на социальные выплаты по коллективному договору, расходы на амортизацию основных средств - очистных сооружений, на приобретение энергетических ресурсов.
Сославшись на допущенные Департаментом нарушения требований действующего федерального законодательства, регулирующего вопросы установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Магаданский областной суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, частью 4 статьи 216 КАС РФ, разъяснениями, приведёнными в пунктах 37, 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признал Приказ от 28 июня 2021 года N 2-ЖКК/5 недействующим со для принятия, возложив на регулирующий орган обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей МУП г..Магадана "Водоканал" на 2019-2023 годы, долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения для Предприятия, утверждающий производственные программы МУП г..Магадана "Водоканал" в сфере питьевого водоснабжения, водоотведения на 2019-2023 годы.
Поскольку в своей кассационной жалобе Департамент выражает несогласие с выводами судов нижестоящих инстанций, изложенных в решении и апелляционном определении, лишь в части определения расходов Предприятия по статье затрат "амортизация" (по услуге водоотведения) и просит в указанной части обжалуемые судебные акты изменить, оснований для проверки в кассационном порядке законности и обоснованности остальной части решения и апелляционного определения, в отношении которой доводов в кассационной жалобе не приведено, у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Что касается обжалуемой части решения и апелляционного определения, то судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с позицией судов нижестоящих инстанций о том, что заявленные предприятием расходы по статье "амортизация" в отношении "Очистных сооружений биологической очистки сточных вод в городе Магадане" были исключены регулирующим органом из необходимой валовой выручки предприятия неправомерно.
По делу установлено, что на основании распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана от 31 октября 2018 года N 431-р объект "Очистные сооружения" был передан в хозяйственное ведение МУП г. Магадана "Водоканал".
Приказом МУП г. Магадана "Водоканал" от 22 ноября 2018 года N ОС-11 данный объект поставлен на балансовый учёт Предприятия с балансовой стоимостью "данные изъяты" (остаточная стоимость - "данные изъяты") со сроком полезного использования 300 месяцев.
7 октября 2020 года органом местного самоуправления утверждены изменения в устав МУП г. Магадана "Водоканал", в соответствии с которыми в уставной фонд Предприятия включено основное средство - "Очистные сооружения биологической очистки сточных вод в городе Магадане" (балансовая стоимость "данные изъяты").
В силу пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются право хозяйственного ведения имуществом (статья 294 Гражданского кодекса Российской Федерации) и право оперативного управления имуществом (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, наделено полномочиями собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченными лишь законом, целями деятельности, назначением имущества, а также заданиями его собственника.
Лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника.
Департаментом не оспаривается, что переданные МУП г. Магадана "Водоканал" в хозяйственное ведение очистные сооружения, используются Предприятием для осуществления регулируемой деятельности.
Согласно пункту 77 Основ ценообразования в редакции, действовавшей на момент издания Приказа от 28 июня 2021 года N 2-ЖКК/5, величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Действовавшей до 5 февраля 2022 года редакцией пункта 43 Основ ценообразования устанавливалось, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями.
Пунктом 89 Методических указаний в редакции, действовавшей на момент издания Приказа от 28 июня 2021 года N 2-ЖКК/5, определялось, что величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 28 Методических указаний, который, в свою очередь, предусматривалось, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимых к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определённом в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте.
Пунктом 7 действовавшего до 1 января 2022 года Положения по бухгалтерскому учёту "Учёт основных средств" ПБУ 6/01, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года N 26н (далее - Положение по бухгалтерскому учёту), определялось, что основные средства принимаются к бухгалтерскому учёту по первоначальной стоимости.
Пунктом 17 Положения по бухгалтерскому учёту предусматривалось, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
Порядок организации бухгалтерского учёта основных средств в соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту до 1 января 2022 года определялся Методическими указаниями по бухгалтерскому учёту основных средств, утверждёнными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года N 91н, из содержания пункта 49 которых следовало, что стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением по бухгалтерскому учёту. Не подлежали амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).
Из системного анализа приведённых нормативных правовых актов следует, что какого-либо запрета на начисление амортизации на имущество, приобретённое (созданное) за счёт бюджетных средств целевого финансирования и закреплённое за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, действовавшее по состоянию на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта (на 28 июня 2021 года) законодательство о государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и законодательство о бухгалтерском учёте не содержало. Очистные сооружения, используемые для осуществления регулируемой деятельности, которые были переданы Предприятию в хозяйственное ведение органом местного самоуправления, приняты административным истцом к учёту, следовательно, затраты по данной статье в июне 2021 года были необоснованно исключены Департаментом из необходимой валовой выручки предприятия.
Кроме того, во вступившем в законную силу решении Магаданского областного суда от 1 февраля 2021 года по административному делу N 3а-1/2021, которым признавались недействующими Приказ от 25 октября 2019 года N 2-ЖКК/32 и Приказ от 20 декабря 2019 года N 2-ЖКК/60, уже указывалось на незаконность выводов Департамента о том, что в отношении объекта "Очистные сооружения биологической очистки сточных вод в городе Магадане" не подлежит начислению амортизация.
В силу части 3 статьи 216 КАС РФ решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта, следовательно, регулирующий орган на момент издания Приказа от 28 июня 2021 года N 2-ЖКК/5 был не вправе исключать заявленные предприятием расходы по статье "амортизация" в отношении "Очистных сооружений биологической очистки сточных вод в городе Магадане".
То обстоятельство, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2022 года N 44 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", с 5 февраля 2022 года пункты 43, 77 Основ ценообразования изложены в новой редакции, согласно которой амортизация по объектам основных средств и нематериальных активов, построенным за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (выделяемых непосредственно регулируемой организации или опосредованно через третьих лиц), не учитывается для целей тарифного регулирования, за исключением случаев, когда соответствующие амортизационные отчисления по указанным объектам являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации (аналогичные изменения внесены в пункт 28 Методических указаний приказом Федеральной антимонопольной службы от 5 июля 2022 года N 498/22 "О внесении изменений в приказы ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 1746-э и от 16 июля 2014 года N 1154-э"), не может являться основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку обратная сила постановлению Правительства Российской Федерации от 25 января 2022 года N 44 и приказу Федеральной антимонопольной службы от 5 июля 2022 года N 498/22 не придавалась.
Доводы кассационной жалобы не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций о том, что Приказ от 28 июня 2021 года N 2-ЖКК/5 не соответствовал нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по существу эти доводы сводятся к неверному субъективному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием для удовлетворения кассационной жалобы и изменения принятых по делу судебных актов.
В настоящее время Приказ от 28 июня 2021 года N 2-ЖКК/5 признан утратившим силу в связи с изданием Департаментом приказа от 25 марта 2022 года N 2-ЖКК/4 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей МУП г. Магадана "Водоканал" на 2019-2023 годы, утверждении производственных программ МУП г. Магадана "Водоканал" в сфере питьевого водоснабжения, водоотведения на 2019-2023 годы".
Таким образом, при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Магаданского областного суда от 25 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента цен и тарифов Магаданской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.