Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Кричановской Елены Валерьевны на решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 5 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 3 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Кричановской Елены Валерьевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения Кричановской Е.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя Жилищно-строительного кооператива "Мой Дом" Труковой Л.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кричановская Е.В. обратилась в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - Управление Росреестра по Хабаровскому краю), в котором просила: признать незаконным уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта от 28 марта 2022 года N N; возложить на Управление Росреестра по Хабаровскому краю обязанность произвести государственный кадастровый учёт земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", входящего в состав земельного участка с кадастровым номером N; взыскать с административного ответчика судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 300 рублей и на оплату услуг представителя в сумме 100 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес". Земельный участок с кадастровым номером N, на котором расположен данный индивидуальный жилой дом, был предоставлен Жилищно-строительному кооперативу "Мой Дом" (далее - ЖСК "Мой Дом") для реализации функций заказчика-застройщика по возведению комплекса малоэтажных жилых домов (коттеджей). С момента ввода в эксплуатацию возведённых на указанном земельном участке жилых домов и государственной регистрации права собственности граждан на них, на стороне арендатора земельного участка возникла множественность лиц арендных правоотношений.
Постановлением администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация) от 15 декабря 2021 года N Кричановской Е.В. предварительно согласован к предоставлению в собственность земельный участок площадью 916 кв. м, который ей необходимо было поставить на государственный кадастровый учёт.
Между тем уведомлением от 28 марта 2022 года N N Управление Росреестра по Хабаровскому краю приостановило государственный кадастровый учёт данного земельного участка, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 27:17:0302601:49, по причине отсутствия согласия арендатора ЖСК "Мой Дом" на образование такого земельного участка.
По мнению административного истца, указанное уведомление противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает его права и охраняемые законом интересы.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края 5 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 3 августа 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Кричановской Е.В. было отказано.
16 сентября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная 6 сентября 2022 года через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением судами норм материального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Представитель Управления Росреестра по Хабаровскому краю, которое было извещено о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя административного ответчика.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края 5 мая 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 3 августа 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Кричановской Е.В. на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом с кадастровым номером N, площадью 155, 7 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", о чём в Едином государственном реестре недвижимости 9 апреля 2021 года сделана регистрационная запись N.
Данный жилой дом возведён на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 123 000 кв. м, расположенном в районе "адрес", Хабаровского муниципального района Хабаровского края, и предоставленном в аренду ЖСК "Мой дом" 4 октября 2005 года для комплексной жилой застройки. Указанный договор в установленном порядке сторонами не был расторгнут и являлся действующим на момент рассмотрения административного дела в суде.
Постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 15 декабря 2021 года N 1505, принятым в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, статьёй 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, административному истцу предварительно согласован к предоставлению без проведения торгов земельный участок с условным кадастровым номером N, площадью 916 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: для жилищного строительства, которому присвоен адрес: "адрес", и который образуется путём раздела земельного участка с кадастровым номером N, с сохранением последнего в измененных границах. Данным постановлением на административного истца возлагалась обязанность поставить земельный участок на государственный кадастровый учёт, а также получить согласие ЖСК "Мой дом" на образование земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
27 января 2022 года Кричановская Е.В. обратилась в ЖСК "Мой дом" с заявлением о предоставлении согласия на образование указанного выше земельного участка, по результатам рассмотрения которого письмом от 10 марта 2022 года за подписью председателя ЖСК "Мой дом" административному истцу было сообщено, что в целях соблюдения прав и законных интересов всех собственников индивидуальных жилых домов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером N, его раздел будет произведён в соответствии с проектом межевания территории, который подготовлен во исполнение постановления Администрации от 10 ноября 2021 года N 1359 "О подготовке документации по планировке территории (проекта межевания территории) в границах земельного участка с кадастровым номером N для жилищного строительства, расположенного в селе Скворцово Хабаровского муниципального района Хабаровского края". В письме также сообщалось, что после утверждения проекта межевания территории, Кричановская Е.В. будет дополнительно уведомлена о возможности передать ей земельный участок в испрашиваемых границах.
21 марта 2022 года административный истец обратился в Управление Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением о государственном кадастровом учёте земельного участка с условным кадастровым номером N, площадью 916 кв. м, приложив к нему, в том числе: межевой план кадастрового инженера Метис С.В. от 16 марта 2022 года; постановление Администрации от 15 декабря 2021 года N 1505; копию заявления от 27 января 2022 года, которое было направлено в адрес арендатора.
Уведомлением от 28 марта 2022 года N N административный ответчик сообщил Кричановской Е.В. о том, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ) действия по государственному кадастровому учёту в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" приостановлены, поскольку заявителем в нарушение положений пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации не представлено согласие арендатора земельного участка с кадастровым номером N на раздел земельного участка с сохранением исходного в изменённых границах.
Общие правила и условия образования земельных участков определены статьёй 11 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случаях: образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; образования земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из содержания частей 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ следует, что к основным сведениям об объекте недвижимости, которые вносятся в кадастр, относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав в числе прочего являются иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 части 8 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на образуемый объект недвижимости необходимо письменное согласие третьих лиц на образование объекта недвижимости, если такое согласие на образование объекта недвижимости является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Разрешая административный спор, Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края и судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указали в решении и апелляционном определении, что у Управления Росреестра по Хабаровскому краю имелись предусмотренные действующим законодательством основания для принятия оспариваемого Кричановской Е.В. решения о приостановлении государственного кадастрового учёта.
Судебная коллегия кассационного суда с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы административного истца, в силу положений пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 части 8 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, согласие арендатора исходного земельного участка с кадастровым номером N являлось обязательным для государственного кадастрового учёта земельного участка, образуемого при разделе исходного.
Имеющаяся в материалах дела выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 24 февраля 2022 года N N, а также вступившее в законную силу постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2022 года N N подтверждают, что арендатором земельного участка с кадастровым номером N по договору аренды от 4 октября 2005 года, который в установленном порядке не расторгался и фактически продолжает действовать, является ЖСК "Мой дом". В настоящее время на указанном земельном участке ЖСК "Мой дом" продолжает осуществлять строительство жилых домов для граждан в рамках действующего разрешения на строительство от 20 февраля 2016 года N N сроком действия до 6 апреля 2029 года, кроме того, на земельном участке расположены линейные объекты электрической, водопроводной и канализационной сети, находящиеся в собственности ЖСК "Мой дом".
Следовательно, принятое 28 марта 2022 года Управлением Росреестра по Хабаровскому краю по заявлению Кричановской Е.В. на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ решение о приостановлении государственного кадастрового учёта в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит.
Кроме того, на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции постановлением Администрации от 17 июня 2022 года N 862 утверждена документация по планировке территории (проект межевания территории) в границах земельного участка с кадастровым номером N для жилищного строительства, расположенного в селе Скворцово Хабаровского муниципального района Хабаровского края, в соответствии с которой должны быть определены границы земельного участка под принадлежащим Кричановской Е.В. жилым домом.
Из содержания части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В данном случае необходимой совокупности таких условий не имеется, в связи с чем суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Иные доводы кассационной жалобы административного истца и дополнений к ней фактически повторяют его позицию по существу спора, которой судами первой и апелляционной инстанций уже дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. В силу требований части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения изложенные в кассационной жалобе доводы являться не могут.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в обжалуемых судебных актах, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильной оценке доказательств и верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 5 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 3 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кричановской Елены Валерьевны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.