Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу генерального директора ООО "Восточный лесной порт" Бобрышева В.Н. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 11 ноября 2021 года, решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 4 апреля 2022 года, решение судьи Приморского краевого суда от 21 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора N от 11 ноября 2021 года юридическое лицо - ООО "Восточный лесной порт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от 4 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Приморского краевого суда от 21 июня 2022 года постановление должностного лица изменено, исключено из описательно-мотивировочной части указанного постановления указание на то, что: ООО "Восточный лесной порт" осуществляет деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов); содержание программы производственного экологического контроля не соответствует требованиям приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 февраля 2018 года N 74: отходы, образующиеся от сноса эстакады в программе ПЭК не указаны. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "Восточный лесной порт" Бобрышев В.Н. ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу постановления должностного лица, судебных актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу.
Изучив доводы жалобы генерального директора ООО "Восточный лесной порт" Бобрышева В.Н, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Из статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: охраны воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО "Восточный лесной порт" Федеральной службой по надзору в сфере природопользования совместно с Дальневосточным межрегиональным Управлением Росприроднадзора на основании Распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ N была проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе внеплановой проверки были осуществлены мероприятия по контролю соблюдения ООО "Восточный лесной порт" обязательных требований законодательства при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие (N, категория риска - высокая, категория объекта - II, свидетельство о постановке объекта на государственный учет от ДД.ММ.ГГГГ N.
Основным видом деятельности ООО "Восточный лесной порт" является транспортная обработка грузов. Общество осуществляет деятельность по перегрузке сыпучих грузов (угля) со складских территорий предприятия на подходящие суда, является оператором морского терминала, также осуществляет перевалку каменного угля с железнодорожного транспорта на морской в морском "адрес", на причалах N и N, расположенных по адресу: "адрес".
Поступление грузов осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом, морским транспортом. Автомобильным и железнодорожным транспортом груз доставляется из мест добычи (карьеры) и промежуточных пунктов перевалки. Морским транспортом груз поступает каботажными перевозками из российских портов.
На причале и промышленной площадке выполняются следующие виды работ: разгрузка угля и других номенклатурных грузов из вагонов; накопление судовой партии и размещение на складах; магнитная очистка угля на сортировочной машине; сортировка угля на фракции на сортировочной машине; погрузка угля и других номенклатурных грузов на суда; перемещение угля между складами с использованием фронтального погрузчика.
ООО "Восточный лесной порт" осуществляет хозяйственную деятельность в морском порту "адрес".
Терминал ООО "Восточный лесной порт" расположен на трех земельных участках, два из которых используются по договору аренды, третий на праве собственности. Территория земельных участков спланирована, застроена существующими зданиями и сооружениями.
В ходе проверки в действиях (бездействии) ООО "Восточный лесной порт" установлены следующие нарушения (с учетом исключенных судьей городского суда): в 2020 году ООО "Восточный лесной порт" проведены работы по реконструкции очистных сооружений поверхностных сточных вод (добавлены дополнительные отстойники сточных ливневых вод). Проектная документация для реконструкции объектов капитального строительства не разработана. Разрешение на строительство отсутствует. Положительным заключением государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, утвержденной Приказом Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 26 марта 2019 года N 156 проведение реконструкции очистных сооружений не предусмотрено, оценка воздействия на окружающую среду от указанного вида деятельности не проводилась. Объект реконструкции введен в эксплуатацию без заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти; котел отопительный стальной, выведенный из эксплуатации, из программы ПЭК не исключен; сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ содержат не актуализированную информацию: в программе ПЭК указано, что после очистки поверхностные воды направляются в существующий колодец ливневой канализации и далее по существующему коллектору диаметром 1 000 мм отводятся через территорию ООО "СК" Малый порт" в "адрес", при этом фактически отведение сточных вод осуществляется в накопительные ёмкости.
Выявленные нарушения явились основанием для привлечения ООО "Восточный лесной порт" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, судебные инстанции учли, что ООО "Восточный лесной порт" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 6 апреля 2022 года, статья 4.4 названного Кодекса дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Названным Федеральным законом статья 4.4 названного Кодекса также дополнена частью 6, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II данного Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 указанной статьи.
Положения статьи 54 Конституции Российской Федерации, устанавливающие правила действия закона во времени, конкретизируются в отраслевом законодательстве.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
По постановлению должностного лица N от ДД.ММ.ГГГГ (по части 2 статьи 8.2 КоАП РФ) заявителем представлены сведения об уплате назначенного административного штрафа в размере 50 000 рублей (платежное поручение N от ДД.ММ.ГГГГ), то есть о том, что постановление о назначении административного наказания исполнено.
Таким образом, доводы заявителя о необходимости применения по данному делу части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отклонению.
Кроме этого то обстоятельство, что по другому административному правонарушению, выявленному в ходе одной внеплановой проверки, ООО "Восточный лесной порт" уже привлечено к административной ответственности, не свидетельствует об отсутствии административного правонарушения по настоящему делу.
При таких условиях заявителю следовало учесть по аналогии норм положения пункта 2 части 1 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о прекращении исполнения постановления при введении в действие закона, улучшающего правовое положение лица, привлеченного к административной ответственности.
Доводы жалобы своего подтверждения не нашли, и не ставят под сомнение наличие в действиях (бездействии) ООО "Восточный лесной порт" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено обществу по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение либо отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 11 ноября 2021 года, решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от 4 апреля 2022 года, решение судьи Приморского краевого суда от 21 июня 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Восточный лесной порт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора Бобрышева В.Н. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.