Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Ульянкина Д.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы главы администрации г. Покров Петушинского района Владимирской области Котрова О.В, Куркевич Ольги Николаевны на решение Петушинского районного суда Владимирской области от 14 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 14 июля 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Барышниковой Светланы Николаевны к администрации г. Покров Петушинского района Владимирской области о признании незаконным постановления (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-1511/2021).
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Барышникова С.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Покров о признании незаконным постановления главы администрации от 11 октября 2021 года N549 "О предварительном согласовании предоставления Куркевич О.Н. земельного участка".
В обоснование ссылалась на то, что при рассмотрении другого дела с участием Куркевич О.Н, администрации города Покров узнала об оспариваемом постановлении, которым предварительно согласовано предоставление смежного земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. Куркевич О.Н, участок которой граничит с участком административного истца. Считает данное постановление незаконным, нарушающим ее права на беспрепятственное пользование своим земельным участком. При наличии неразрешенных земельных споров между Барышниковой С.Н. и Куркевич О.Н. административный ответчик не должен был издавать обжалуемое постановление. Кроме того, ссылалась на то, что нарушена процедура предоставления спорного земельного участка. В частности, опубликованное в средствах массовой информации сообщение о возможности предоставлении земельного участка не содержало сведений о точном месте нахождения земельного участка, что лишило административного истца возможности принять решение претендовать на этот участок.
Решением Петушинского районного суда Владимирской области от 14 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 14 июля 2022 года, административное исковое заявление Барышниковой С.Н. удовлетворено.
В кассационных жалобах, поданных администрацией г. Покров Владимирской области и Куркевич О.Н. 13 октября 2022 г, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, поскольку они приняты с существенным нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, поскольку представленным доказательствам дана ненадлежащая правовая оценка. Полагают, что процедура принятия оспариваемого постановления не нарушена.
Представитель заинтересованного лица Куркевич О.Н. по доверенности Дедков С.И. в судебном заседании суда кассационной инстанции кассационную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Представитель административного истца Барышниковой С.Н. по доверенности Котов П.Г. в судебном заседании суда кассационной инстанции просил оставить вынесенные судебные акты без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Административный ответчик - администрация города Покров в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч.2 ст.227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действий (бездействий) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно п.2 ст.11.2 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст.39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9-11 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в аренду установлен ст.39.6 ЗК РФ и по общему правилу предполагает проведение торгов в форме аукциона.
В силу п.п.15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст.39.18 ЗК РФ.
Статьей 39.18 ЗК РФ закреплено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, и при отсутствии предусмотренных п.8 ст.39.15 и ст.39.16 ЗК РФ оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п.4 ст.39.18 ЗК РФ, граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении права на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В соответствии с п.5 ст. 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или договора аренды земельного участка или принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст.39.15 ЗК РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению и направляет указанное решение заявителю, в соответствии с п. 6, 7 ст.39.18 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения, заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на проведение заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как следует из материалов дела, 26 августа 2021 года Куркевич О.Н. обратилась в администрацию города Покров с заявлением о предоставлении ей земельного участка, расположенного под ее хозяйственной постройкой, в районе принадлежащего ей жилого дома, по адресу: "адрес", земельный участок N в долгосрочную аренду без проведения торгов.
10 сентября 2021 года администрацией города Покров в газете "Покров" было опубликовано информационное сообщение о возможности предоставления земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. в аренду сроком на 20 лет, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, расположенного в городе Покров, Петушинского района Владимирской области, кадастровый квартал N. Срок предоставления заявления на участие в аукционе - 30 дней с момента опубликования извещения.
11 октября 2021 года Постановлением N главы администрации г. Покров предварительно согласовано предоставление названного земельного участка Куркевич О.Н, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, извещение, опубликованное ДД.ММ.ГГГГ в газете "Покров" не содержало достаточной информации для идентификации предоставляемого участка с целью его последующего приобретения, в том числе и административным истцом, что свидетельствует о допущенном ответчиком существенном нарушении процедуры вынесения обжалуемого постановления.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда апелляционной инстанции, что, в нарушение требований п.п.5 п.2 ст.39.18 ЗК РФ, в извещении не указан адрес или иное описание местоположения земельного участка. В данном случае указание на город и кадастровый квартал, в которых находится земельный участок, является явно недостаточным для информирования лиц, возможно заинтересованных в его приобретении.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно приняли во внимание, что администрации города Покров было достоверно известно о претензиях на данный участок Барышниковой С.Н, которая неоднократно обращалась с заявлением о его предоставлении в порядке перераспределения.
На основании вышеупомянутого, судебная коллегия приходит к выводу, что кассационные жалобы Главы Администрации города Покров Петушинского района Владимирской области Котрова О.В, Куркевич О.Н. не подлежат удовлетворению, поскольку каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены или изменения принятых по делу судебных актов, не содержат.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Петушинского районного суда Владимирской области от 14 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 14 июля 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы главы администрации г.Покров Петушинского района Владимирской области Котрова О.В, Куркевич Ольги Николаевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.