Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 марта 2004 г. N А42-6609/03-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Кирейковой Г.Г., Пастуховой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.10.03 по делу N А42-6609/03-20 (судья Драчева Н.И.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Рыбпроминвест" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция) от 19.08.03 N 1200, от 10.09.03 N 6830 и от 12.09.03 N 6830а.
Решением суда от 29.10.03 заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Налоговая инспекция и Общество о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных Обществом уточненных налоговых деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог за девять месяцев 2002 года и за 2002 год. По результатам проверки вынесено решение от 19.08.03 N 1200 о привлечении Общества к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налога на пользователей автомобильных дорог и пеней. На основании указанного решения налоговая инспекция вынесла решения о взыскании налога за счет денежных средств Общества от 10.09.03 N 6830 и от 12.09.03 N 6830а.
В ходе проверки установлено, что Общество при расчете облагаемой налогом на пользователей автомобильных дорог выручки за девять месяцев и за 2002 год в целом исчисляло выручку только за январь-август 2002 года.
Налоговая инспекция доначислила налог на пользователей автомобильных дорог исходя из выручки за девять месяцев и за год в целом.
Суд первой инстанции, признавая решение налоговой инспекции недействительным, указал, что в связи с вступлением в силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) налог на пользователей автомобильных дорог не имеет законодательной базы для его взимания и, соответственно, для налогоплательщиков прекращена обязанность по уплате названного налога с 31.08.2002.
Суд кассационной инстанции считает этот вывод суда неправильным.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются.
Подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлено, что к федеральным налогам относятся налоги, служащие источником образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 и статьей 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" одним из источников образования дорожных фондов является налог на пользователей автомобильных дорог.
Таким образом, налог на пользователей автомобильных дорог следует считать установленным и уплата данного налога должна производиться налогоплательщиками на основании статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Согласно статье 9 Закона N 110-ФЗ из Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" исключена статья 5.
Статьей 21 Закона N 110-ФЗ установлено, что он вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением ряда норм, которые вводятся в действие в особом порядке.
Так, в соответствии со статьей 21 Закона N 110-ФЗ статья 9 указанного закона, а также статья 2, в соответствии с которой из пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" исключен подпункт "м", а подпункт 1 статьи 20 этого же закона дополнен подпунктом "ж" "транспортный налог", вступают в силу с 1 января 2003 года. Следовательно, до 01.01.2003 налог на пользователей автомобильных дорог не отменен.
Этот же вывод следует из статьи 4 Закона N 110-ФЗ, которая оговаривает порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15.01.2003.
Кроме того, статьями 17 и 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентировано, что территориальные дорожные фонды относятся к целевым бюджетным фондам, а доходы территориальных дорожных фондов подлежат учету обособленно в составе доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с приложением N 2 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог являются источником формирования консолидированного бюджета. Согласно статье 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. В Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" изменения в части формирования консолидированного бюджета доходами от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не вносились, поэтому налог подлежит уплате.
Таким образом, налоговый орган правомерно доначислил Обществу налог на пользователей автомобильных дорог за девять месяцев 2002 года и 2002 год в целом, включив в облагаемую налогом базу выручку, полученную с сентября по декабрь 2002 года. Также правомерно налоговая инспекция начислила пени за несвоевременную уплату налога и привлекла Общество к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а в удовлетворении заявленных требований Обществу следует отказать.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.10.03 по делу N А42-6609/03-20 отменить.
В удовлетворении заявленных требований закрытому акционерному обществу "Рыбпроминвест" отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Рыбпроминвест" 4 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 марта 2004 г. N А42-6609/03-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника