Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 марта 2004 г. N А26-4885/03-29
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кузнецовой Н.Г., Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества "Обувная фабрика "Рантемпо" Вечерской С.Н. (доверенность от 01.03.04 N 51), рассмотрев 04.03.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Обувная фабрика "Рантемпо" на решение от 30.09.03 (судья Курчакова В.М.) и постановление апелляционной инстанции от 24.11.03 (судьи Переплеснин О.Б., Романова О.Я., Тимошенко А.С.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-4885/03-29,
установил:
Открытое акционерное общество "Обувная фабрика "Рантемпо" (далее - Общество, ОАО "Рантемпо") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам города Петрозаводска (далее - Инспекция) от 04.07.03 N 4.4-03/435 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 30.09.03 суд в удовлетворении требований Обществу отказал.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.11.03 решение суда от 30.09.03 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права в связи с отсутствием недоимки по платежам в бюджет Республики Карелия и на необходимость толкования "неясностей" налогового законодательства в пользу налогоплательщика в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Инспекция надлежаще извещена о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В ходе камеральной проверки по вопросу уплаты налога на имущество ОАО "Рантемпо" за 2002 год Инспекцией установлено, что Общество неправомерно применяло льготную налоговую ставку в размере 0,7 процентов, предусмотренную для предприятий легкой промышленности статьей 3 Закона Республики Карелия от 30.12.99 N 384-ЗРК "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" (далее - Закон N 384-ЗРК).
По результатам проверки, оформленной актом от 26.05.03 N 4.4-02/346, Инспекцией принято решение от 04.07.03 N 4.4-03/435 о привлечении Общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 8 949 руб. штрафа и предложено уплатить 115 014 руб. налога на имущество.
Применение Обществом в 2002 году при расчете налога на имущество льготной ставки 0,7 процентов, установленной Законом N 384-ЗРК, подтверждено материалами дела и установлено судебными инстанциями.
Согласно акту и решению Инспекции в 2002 году у Общества году возросла недоимка по налогу на пользователей автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 29 Закона N 384-ЗРК (с изменениями и дополнениями от 03.10.2000) налоговые льготы, пониженные ставки налогов для предприятий и организаций предоставляются при условии отсутствия у них увеличения недоимки и при своевременной и полной уплате текущих налоговых платежей в бюджеты Республики Карелия.
Доводы жалобы Общества о том, что задолженность перед территориальным дорожным фондом не может быть расценена как недоимка по налогам и сборам в бюджет Республики Карелия, поскольку налог на пользователей автомобильных дорог зачисляется на счет внебюджетного территориального фонда - кассационной инстанцией отклоняются.
Статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) определена структура бюджетной системы Российской Федерации, второй уровень которой составляют бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
В соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон N 1759-1) предусматривает образование финансовых ресурсов для содержания и развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) и определяет общие правовые основы создания дорожных фондов соответствующих органов власти, назначение и использование этих фондов, источники средств, поступающих в них.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 1759-1 финансирование затрат, связанных с ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых внебюджетных средств, концентрируемых в Федеральном дорожном фонде Российской Федерации и в дорожных фондах республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа.
В силу статьи 3 Закона N 1759-1 налог на пользователей автомобильных дорог является источником формирования дорожных фондов, в том числе территориальных.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона N 1759-1 средства территориальных дорожных фондов направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством.
Согласно статье 2 этого же Закона порядок образования и использования территориальных дорожных фондов определяется Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов автономной области, автономного округа, края, области.
Из указанных положений следует, что налог на пользователей автомобильных дорог, поступающий в территориальный дорожный фонд Республики Карелия, является одной из составляющих доходной части республиканского бюджета, средства которого используются для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Республики Карелия, в данном случае на ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог, являющихся ее собственностью.
Законом Республики Карелия от 28.12.01 N 565-ЗРК "О республиканском бюджете на 2002 год" установлен состав федеральных и республиканских налогов и доходов, за счет которых формируются доходы республиканского бюджета в 2002 году. В соответствии со статьей 3 этого Закона в состав республиканского бюджета включен налог на пользователей автомобильных дорог.
Несостоятельна ссылка Общества на необходимость применения положений пункта 7 статьи 3 НК РФ, согласно которым законодательные акты должны быть четко сформулированы, а неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика, поскольку при буквальном толковании приведенных выше норм отсутствуют неустранимые сомнения. Применение же положений пункта 7 статьи 3 НК РФ повлечет льготное налогообложение, не предусмотренное законодательством.
При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные акты, признавшие правомерным решение Инспекции о доначислении Обществу налога на имущество с начислением штрафных санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в связи с неправомерным применением, установленной Законом N 384-ЗРК льготы, являются законными и основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 30.09.03 и постановление апелляционной инстанции от 24.11.03 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-4885/03-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Обувная фабрика "Рантемпо" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 марта 2004 г. N А26-4885/03-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника