Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 марта 2004 г. N А56-34358/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Клириковой Т.В., Корабухиной Л.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Легион" адвоката Литвинова А.В. (доверенность от 28.04.2003 N 28/04), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга заместителя начальника отдела Петроченкова А.И. (доверенность от 13.09.2003 N 17/16352),
рассмотрев 04.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2003 по делу N А56-34358/03 (судья Згурская М.Л.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Легион" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) N 355 (без даты) об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за апрель 2003 года и обязании Инспекции возместить указанный налог в сумме 2 820 652 руб.
Решением суда от 24.10.2003 заявление Общества удовлетворено полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятый судебный акт и направить дело на новое рассмотрение. По мнению налогового органа, поскольку в ходе проведенных проверок выяснилось, что поставщики Общества, заимодавец Общества и покупатель товара, имеют расчетные счета в одном банке - открытом акционерном обществе "Банк Санкт-Петербург", то есть основания полагать, что сделки по реализации товаров произведены с целью получения денежных средств из федерального бюджета.
Кроме того, у Инспекции отсутствует информация о результатах контрольных проверок поставщиков Общества, по вопросу исчисления и уплаты НДС, полученного от Общества, и в отношении покупателя товара, по вопросу наличия у него задолженности перед Обществом, а также о движении денежных средств на расчетном счете. По мнению налогового органа, возмещение из бюджета НДС является обоснованным только в случае поступления налога в бюджет от предыдущих поставщиков товара.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке, и кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество приобрело партию электронного оборудования, уплатив поставщику товара - обществу с ограниченной ответственностью "КМТС Промресурс" в составе цены за товар 2 821 852 руб. НДС.
01.04.2003 Общество реализовало приобретенный товар обществу с ограниченной ответственностью "ТрестРемСтрой" (далее - ООО "ТрестРемСтрой"). Общество утвердило в учетной политике момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, то есть день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Выручка в том же налоговом периоде получена не была.
Инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом налоговой декларации за апрель 2003 года по НДС, по результатам которой приняла решение N 355 (без даты) об отказе в возмещении из бюджета 2 820 652 руб. НДС за апрель 2003 года.
Общество не согласилось с указанным решением Инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении спора суд обоснованно удовлетворил заявление Общества, отклонив доводы Инспекции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
Поскольку Общество использовало метод учетной политики определения даты реализации - по мере оплаты, то товары не были реализованы в апреле 2003 года в связи с включением в договор купли-продажи с ООО "ТрестРемСтрой" пункта об отсрочке уплаты товара.
Из материалов дела усматривается и налоговым органом не оспаривается, что Общество выполнило все условия, необходимые для подтверждения права на возмещение из бюджета 2 820 652 руб. НДС.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета Налоговый Кодекс Российской Федерации не связывает с поступлением в бюджет сумм налога от поставщиков. Поэтому отсутствие результатов проверок поставщиков и покупателя Общества значения не имеет.
Ссылка Инспекции на то, что поскольку расчетные счета Общества и его контрагентов находятся в одном банке, то есть основания полагать, что сделки заключены с целью получения денежных средств из федерального бюджета, отклоняется кассационной инстанцией.
Согласно пунктам 2 и 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Следовательно, обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщиков и банков в порядке, установленном НК РФ, возложена на налоговые органы.
В материалах дела имеются доказательства оприходования товара и оплаты (с учетом НДС) налогоплательщиком электронного оборудования обществу с ограниченной ответственностью "КМТС Промресурс" по договору от 27.03.2003 N 4. Следовательно, Общество подтвердило обоснованность предъявления к возмещению из бюджета 2 820 652 руб. НДС за апрель 2003 года.
В свою очередь доводы Инспекции, изложенные в акте проверки от 04.08.2003 N 355, носят предположительный характер и не подтверждают недобросовестности налогоплательщика.
При указанных обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции правомерно указал, что налоговый орган не подтвердил соответствующими доказательствами свой вывод о недобросовестности Общества.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2003 по делу N А56-34358/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Л.И. Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 марта 2004 г. N А56-34358/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника