Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 марта 2004 г. N А56-14729/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга главного специалиста Тян Н.Н. (доверенность от 19.09.2003 N 14-05/20817), главного государственного налогового инспектора Смолиной Ю.Е. (доверенность от 28.07.2003 N 14-05/1654) и главного специалиста юридического отдела Шершневой А.Г. (доверенность от 19.09.2003 N 14-05/20817), от ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз" адвоката Акулина А.П. (доверенность от 27.05.2003), директора по экономике и финансам Иванова С.Г. (доверенность от 01.12.2003) и заместителя начальника отдела Полищук И.Л. (доверенность от 02.02.2004),
после объявленного 01.03.2004 перерыва, рассмотрев 09.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 08.09.2003 (судья Орлова Е.А.) и постановление апелляционной инстанции от 08.12.2003 (судьи Дроздов А.Г., Градусова А.Е., Спецакова Т.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14729/03,
установил:
Открытое акционерное общество "Судостроительная фирма "Алмаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция) от 04.04.2003 N 3020032.
Решением суда от 08.09.2003 признано недействительным решение инспекции от 04.04.2003 N 3020032 по эпизоду применения налоговых вычетов в сумме 8 231 237 руб. в сентябре 2002 года, связанных с выполнением заказа по ремонту яхты "Кавказ". В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2003 решение суда от 08.09.2003 изменено. Признано недействительным решение инспекции от 04.04.2003 N 3020032 также по эпизоду применения обществом налоговых вычетов в сентябре, октябре и ноябре 2002 года в сумме 17 968 092 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и отказать обществу в удовлетворении требований по названным эпизодам налоговых правонарушений, указывая на неправильное применение судами норм материального права.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты обществом налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за период с 01.09.2002 по 30.11.2002, о чем составлен акт от 11.03.2003 N 3020032.
По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 04.04.2003 N 3020032 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Названным решением обществу также предложено уплатить 1 276 813 руб. доначисленного НДС, 16 929 245 руб. восстановленного НДС, ранее зачтенного в счет уплаты текущего налога, 203 922 руб. пеней.
Общество не согласилось с решением инспекции и оспорило его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции частично удовлетворил требования общества, признав недействительным решение инспекции по эпизоду применения налоговых вычетов в сумме 8 231 237 руб. в сентябре 2002 года, связанных с выполнением заказа по ремонту яхты "Кавказ", и отказав в удовлетворении требований в остальной части, в том числе по эпизоду применения обществом налоговых вычетов в сентябре, октябре и ноябре 2002 года в сумме 17 968 092 руб.
Апелляционная инстанция частично изменила решение суда.
В ходе проверки инспекция установила, что в нарушение пункта 1 статьи 54, пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ общество неправомерно предъявило к вычету в сентябре 2002 года 8 231 237 руб. НДС по операциям, не относящимся к этому налоговому периоду.
Как установлено судебными инстанциями, общество в период с января по июнь 2002 года выполняло заказ по ремонту судна яхты "Кавказ" Президента Российской Федерации.
В названный период в соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежала налогообложению (освобождалась от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации работ (услуг) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы, услуги). Согласно пункту 2 статьи 162 НК РФ полученные авансы не облагались НДС и в силу пункта 2 статьи 171 НК РФ НДС по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении работ по ремонту судна, не включался обществом в состав налоговых вычетов.
Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.05.2002 N 57-ФЗ внесены изменения в статью 149 НК РФ.
Согласно подпункту 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ в редакции этого Закона не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка.
При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 149 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ при изменении редакции пунктов 1-3 настоящей статьи (отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается инспекцией, после производства ремонтных работ яхта передана заказчику в сентябре 2002 года. В этот период работы по ремонту яхты не были освобождены от налогообложения.
Общество в сентябре 2002 года, руководствуясь положениями пункта 8 статьи 149 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ, включило в базу облагаемую НДС, денежные средства, полученные за ремонт судна, и предъявило к возмещению из бюджета НДС, уплаченный поставщикам при производстве ремонтных работ.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества.
При проверке инспекция установила, что налогоплательщик в нарушение пункта 2 статьи 165, пункта 3 статьи 172 НК РФ неправомерно предъявил к вычету в сентябре, октябре и ноябре 2002 года 17 968 092 руб. НДС по материальным ресурсам (работам, услугам), использованным для производства товаров на экспорт (пункт 1 статьи 164 НК РФ), без представления в инспекцию документов, указанных в статье 165 НК РФ. При этом обществу была изначально известно о том, что товары (работы, услуги), оплаченные поставщику, будут использованы при изготовлении экспортной продукции. Приказом "Об учетной политике фирмы на 2002 год" от 19.12.2001 N 350 предусмотрено: ведение раздельного учета по "входному "НДС по экспортной продукции в размере заказов до момента реализации продукции и возмещения "входного" НДС для целей бухгалтерского учета; возмещение "входного" НДС из бюджета сразу с последующей корректировкой в момент отгрузки на экспорт суммы, ранее принятой к вычету для целей налогообложения.
Суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении требований по этому эпизоду, признав правильной позицию налогового органа.
Апелляционная инстанция фактически отменила решение суда по этому эпизоду, признав правомерными действия налогоплательщика.
Кассационная инстанция считает постановление апелляционной инстанции ошибочным и подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции по этому эпизоду - оставлению в силе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 или 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом;
2) контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт или поставку припасов по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;
3) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товаров (припасов) на счет налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке;
4) документы, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Согласно статье 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российский Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пункте 7 статьи 164 НК РФ" следует читать "пункте 6 статьи 164 НК РФ"
Пунктом 3 статьи 172 НК РФ предусмотрено, что вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Вычеты сумм налога, предусмотренные настоящим пунктом, производятся на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ.
Из приведенных норм следует, что для применения вычетов и возмещения НДС по материальным ресурсам (работам, услугам), использованным при производстве и реализации товаров на экспорт необходимо соблюдение следующих условий:
- получение и принятие на учет товаров (работ, услуг), используемых при производстве и реализации экспортной продукции;
- уплата сумм НДС, предъявленных налогоплательщику поставщиками при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при производстве и реализации экспортной продукции;
- использование товаров (работ, услуг) при производстве и реализации экспортной продукции;
- представление отдельной налоговой декларации;
- наличие документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Инспекцией при проверке установлено, что в сентябре, октябре и ноябре 2002 года, когда общество предъявило к вычету 17 968 092 руб. НДС по материальным ресурсам (работам, услугам), использованным для производства товаров на экспорт, оно не реализовывало товары на экспорт, не представляло налоговую декларацию по ставке 0% и документы, приведенные в статье 165 НК РФ. Названные обстоятельства не оспаривает и сам налогоплательщик.
При таких обстоятельствах следует признать, что налогоплательщик неправомерно предъявил к вычету названную сумму налога в указанные периоды, суд первой инстанции по этому эпизоду принял правильное решение, отказав обществу в удовлетворении требований, а у апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда в этой части.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции от 08.12.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14729/03 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга от 04.04.2003 N 3020032 по эпизоду применения обществом налоговых вычетов по НДС в сентябре, октябре и ноябре 2002 года в сумме 17 968 092 руб.
В этой части оставить в силе решение суда первой инстанции от 08.09.2003.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз" в доход федерального бюджета 250 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 марта 2004 г. N А56-14729/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника