Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 марта 2004 г. N А56-30980/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Кирейковой Г.Г., Пастуховой М.В.,
при участии от ОАО "Химик" юриста Сосновского С.А. (доверенность от 03.09.03), от Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградской области консультанта юротдела Деминовой О.В. (доверенность от 18.08.03 N 15-0617083),
рассмотрев 11.02.2004 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Открытого акционерного общества "Химик" и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградской области на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2003 по делу N А56-30980/03 (судья Жбанов В.Б.),
установил:
Открытое акционерное общество "Химик" (далее - общество, ОАО "Химик") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградской области (далее - управление) от 27.08.2003 N 25-09/17446 об отказе в привлечении к налоговой ответственности.
Решением суда от 11.11.2003 заявленные требования общества удовлетворены частично. Решение управления от 27.08.2003 N 25-09/17446 признано недействительным в части начисления пени за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 2001 год в сумме 39 560 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда в части отказа в признании недействительным решения управления от 27.08.2003 N 25-09/17446 о начислении пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в Территориальный дорожный фонд за период апрель-декабрь 2000 года и в указанной части принять новый судебный акт. По мнению ОАО "Химик", поскольку законодательство о налогах и сборах Ленинградской области не установило обязанности налогоплательщика по уплате налога на пользователей автомобильных дорог ежемесячными платежами, в этой части пени обществу за апрель - декабрь 2000 год в сумме 33 403 руб. начислены неправомерно.
В своей кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда в части признания недействительным ее решения о начислении пени за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 2001 год, указывая на то, что в 2001 году следовало применять обычный порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, то есть применять положения Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в своей кассационной жалобе, в удовлетворении жалобы Общества просил отказать.
Представитель Общества поддержал доводы, изложенные в своей кассационной жалобе, жалобу налоговой инспекции просил оставить без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, управление провело выездную налоговую проверку соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.04.2000 по 31.12.2001. По результатам проверки налоговый орган составил акт от 30.06.2003 N 01-967. На основании данного акта управление вынесло решение от 27.08.2003 N 25-09/17446 об отказе в привлечении к ответственности ОАО "Химик" и предложило уплатить в срок, указанный в требовании, 116 403 руб. пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, в том числе за период с апреля по декабрь 2000 года - 43 440 руб. пени в федеральный бюджет и 33 403 руб. в территориальный бюджет, за 2001 год - 39 560 руб. пени в федеральный бюджет.
Требование об уплате налога N 25-10/17540 в срок до 10.09.2003 было направлено налогоплательщику 29.08.2003.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции частично отказал в удовлетворении заявленных требований общества, указав на то обстоятельство, что налог на пользователей автомобильных дорог является единым федеральным налогом, исчисляемым от общей налоговой базы, а, следовательно, установленный срок уплаты относится и к сумме налога, зачисляемой в территориальные дорожные фонды.
Кассационная инстанция считает данный вывод суда правомерным.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Как следует из статей 1 и 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавших до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а следовательно, установление круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налога в бюджеты, в которые зачисляется налог, осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим законом.
Налог на пользователей автомобильных дорог подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" отнесен к федеральным налогам. Названным подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Согласно пункту 5 указанной статьи порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.
Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как федерального налога определен законодательным актом Российской Федерации - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации. В соответствии с пунктом 10 Порядка предприятия перечисляют установленный Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог зачисляется как в федеральный, так и в территориальный дорожные фонды. Однако в соответствии с подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" названный налог является единым федеральным налогом, исчисляемым от общей налоговой базы на основании единой декларации по этому налогу, сдаваемой по итогам налоговых (отчетных) периодов. Следовательно, установленные статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" отчисления от налога в Территориальный дорожный фонд не являются самостоятельным налогом, поэтому должны направляться налогоплательщиком в Территориальный дорожный фонд в те же сроки, в которые уплачивается налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации.
Кроме того, уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса российской Федерации); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57 НК РФ); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (пункт 2 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации); в случае, если налоговый период состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам этих отчетных периодов вносятся авансовые платежи (пункт 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации).
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28 февраля 2001 года "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что пени начисляются по итогам не только налогового периода, но и периодов, когда вносятся авансовые платежи.
Принимая во внимание, что общество в 2000 году нарушало срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Территориальный дорожный фонд, налоговый орган вправе был начислить обществу 33 403 руб. пеней за несвоевременную уплату названного налога.
Арифметическая ошибка, допущенная в мотивировочной части решения суда от 11.11.2003 в части начисления 43 440 руб. пени не влияет на законность вынесенного судом решения. Заявитель может обратиться в суд первой инстанции с заявлением об исправлении опечатки.
Вместе с тем статьей 7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" от 27.12.2000 N 150-ФЗ Федеральный дорожный фонд Российской Федерации упразднен с 01.01.2001, а действие постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 приостановлено.
Законами Ленинградской области как субъекта Российской Федерации порядок образования и использования средств территориального дорожного фонда, включая срок уплаты названного налога, на 2001 год не был установлен.
Следовательно, законодательством Ленинградской области срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог на 2001 год не был установлен.
Необоснованна ссылка налоговой инспекции на Инструкцию от 04.04.2000 N 59, так как в силу пункта 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации приказы и инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по не относятся к законодательству о налогах и сборах.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 11.11.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-30980/03 оставить без изменения, а кассационные жалобы Открытого акционерного общества "Химик" и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В.Клирикова |
М.В.Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 марта 2004 г. N А56-30980/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника