Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 марта 2004 г. N А44-2440/03-С15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В., Зубаревой Н.А., при участии от акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации Мининой В.В. (доверенность от 20.11.2003 N 01-2/22-1089), Налимовой О.С. (доверенность от 17.12.2001 N 01-2/22-229), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великому Новгороду Гавриловой В.Н. (доверенность от 13.02.2004 N 04/3107),
рассмотрев 02.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.11.2003 по делу N А44-2440/03-С15 (судья Пестунова О.В.),
установил:
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Новгородского отделения N 8629 (далее - Сбербанк России, Банк) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великому Новгороду (далее - налоговая инспекция) от 28.04.2003 N 17-12/211 об отказе Банку в возврате из бюджета 1 094819 руб. налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год.
Суд первой инстанции решением от 28.11.2003. отказал Банку в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Сбербанк России просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленные им требования, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. По мнению подателя жалобы, статья 2 Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ (далее - Закон N 110-ФЗ), согласно которой из статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации" исключен подпункт "м" - "налог на пользователей автомобильных дорог", вступает в силу с 30.08.2002. Поскольку налоговым периодом по налогу на пользователей автомобильных дорог является год, после вступления в силу Закона N 110-ФЗ у налогоплательщиков нет оснований уплачивать названный налог.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в январе 2003 года Сбербанк России обратился в налоговую инспекцию с заявлением о возврате 1 094 819 руб. излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год. При этом Банк ссылался на положения Закона N 110-ФЗ, согласно которым из пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" исключен подпункт "м", которым вводились налоги, служащие источником образования дорожных фондов.
Налоговая инспекция решением от 28.04.2003 N 17-12/211 отказала Банку в возврате 1 094 819 руб. в связи с отсутствием подлежащей возврату суммы излишне уплаченного налога. Налоговый орган указал, что поскольку положения Федерального закона N 110-ФЗ, на которые ссылается Общество, вступают в силу с 01.01.2003, налог на пользователей автомобильных дорог должен уплачиваться налогоплательщиками до конца 2002 года.
Сбербанк России посчитал незаконным решение налоговой инспекции и оспорил его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что, отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из следующего.
В силу подпункта "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации" к числу федеральных налогов отнесены налоги, служащие источником образования дорожных фондов. Причем пунктом 5 этой статьи установлено, что федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
Одним из налогов, служащих источником образования дорожных фондов, является налог на пользователей автомобильных дорог, введенный статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Банк, ссылаясь на статью 2 Федерального закона N 110-ФЗ, считает, что с момента вступления в силу названного Закона - с 30.08.2002 не должен взиматься налог на пользователей автомобильных дорог.
Однако заявителем не принято во внимание следующее.
Согласно статье 21 Федерального закона N 110-ФЗ указанный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением ряда норм, которые вводятся в действие в особом порядке. Так, в частности, статья 2 Федерального закона N 110-ФЗ, в соответствии с которой из пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах "налоговой системы в Российской Федерации" исключен подпункт "м", а пункт 1 статьи 20 этого же Закона дополнен подпунктом "ж" - "транспортный налог", а также статья 9 Федерального закона N 110-ФЗ, предусматривающая, что из числа источников образования территориальных дорожных фондов исключается налог на пользователей автомобильных дорог, вступают в силу с 01.01.2003.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в 2002 году налогоплательщики обязаны уплачивать спорный налог, поскольку он является действующим и законно установленным.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы Сбербанка России о том, что доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не были учтены в федеральном бюджете на 2002 год, поскольку в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" действие Закона Российской федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" приостановлено с 01.01.2002 по 31.12.2002 в части создания и деятельности Федерального дорожного фонда.
Во-первых, как следует из статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", налог на пользователей автомобильных дорог подлежит зачислению в федеральные и территориальные дорожные фонды. Следовательно, приостановление действие названного Закона в части создания и деятельности Федерального дорожного фонда не влечет автоматического приостановления действия закона в части территориальных дорожных фондов.
Кроме того, статьями 17 и 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентировано, что территориальные дорожные фонды относятся к целевым бюджетным фондам, а доходы территориальных дорожных фондов подлежат учету обособленно в составе доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с приложением N 2 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог являются источником формирования консолидированного бюджета. Согласно статье 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. В Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" изменения в части формирования консолидированного бюджета доходами от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не вносились, поэтому налог подлежит уплате.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы Банка.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.11.2003 по делу N А44-2440/03-С15 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 марта 2004 г. N А44-2440/03-С15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника