Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 марта 2004 г. N А42-9256/03-15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Кочеровой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.12.2003 по делу N А42-9256/03-15 (судья Евтушенко О.А.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Мурманской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с Государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное управление "Севвоенморстрой" (далее - Предприятие) 4 539 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за нарушение сроков представления декларации по налогу на имущество за 6 месяцев 2003 года.
Решением от 15.12.2003 заявленное налоговой инспекцией требование удовлетворено частично, с Предприятия взыскано 100 руб. штрафа, а в удовлетворении остальной части требования отказано. Также с Предприятия взыскано в доход федерального бюджета 100 руб. государственной пошлины.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган, не оспаривая права суда на признание обстоятельств, установленных в статье 112 НК РФ, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требования налоговой инспекции и взыскать штраф в полном объеме. Податель жалобы ссылается на то, что штрафная санкция служит целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Сумма, признанная судом достаточной к взысканию с Предприятия, указанной функции в силу своей незначительности, не выполняет.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, установила следующее.
Предприятие 31.07.2003 представило в налоговый орган расчет налога на имущество за 1 полугодие 2003 года по обособленному подразделению "301 Управление начальника работ".
Налоговая инспекция провела проверку полученного расчета и установила нарушение Предприятием установленного законом срока представления расчета - 30.07.2003, что явилось основанием для направления Предприятию письма от 08.10.2003 N 01-02.02-23/10030 с предложением явиться в налоговую инспекцию, а также представить свои пояснения о причинах совершения налогового правонарушения.
По результатам проверки налоговой инспекцией принято решение от 16.10.2003 N 452 о привлечении Предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания 4 539 руб. штрафа, копия которого направлена налогоплательщику 22.10.2003.
Предприятие добровольно не исполнило данное решение, поэтому налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о его взыскании в принудительном порядке.
Суд подтвердил обоснованность привлечения Предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ. Вместе с тем, суд, признав смягчающими ответственность обстоятельствами нахождение налогоплательщика в тяжелом финансовом положении, наличие на счетах Предприятия и на счетах, входящих в его состав филиалов, картотеки, а также незначительный пропуск срока подачи расчета по налогу, посчитал возможным применить положения пункта 3 статьи 112 НК РФ и пункта 3 статьи 114 НК РФ и снизил размер подлежащего взысканию штрафа до 100 руб.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права, рассмотрев доводы кассационной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене в части взыскания с Предприятия 100 руб. штрафа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренных в пункте 2 названной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.
Понятие налоговой декларации дано в статье 80 НК РФ, согласно которой налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налогов и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налогов.
Согласно положениям статьи 52 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 55 кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.
Статьей 7 Закона N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" установлено, что сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет, то есть налоговым периодом по указанному налогу является календарный год.
Таким образом, по итогам 1 полугодия 2003 года Предприятие представило расчет авансовых платежей по налогу на имущество, который Законом не признается декларацией.
В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
Поскольку в статье 119 НК РФ прямо указано на наступление ответственности в случае непредставления в срок декларации по налогу, а не расчетов авансовых платежей по соответствующему налогу, налоговая инспекция неправильно квалифицировала правонарушение, совершенное Предприятием, по статье 119 НК РФ.
Основания для применения к Предприятию ответственности, предусмотренной названной нормой, в случае несвоевременного представления расчета по авансовым платежам по налогу на имущество по итогам 6 месяцев отсутствуют.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что судебный акт в части взыскания с Предприятия 100 руб. штрафа подлежит отмене, а требования налогового органа - отклонению в полном объеме.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.12.2003 по делу N А42-9256/03-15 отменить в части взыскания с Государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное управление "Севвоенморстрой" в доходы соответствующих бюджетов 100 руб. штрафа и 100 руб. государственной пошлины.
В этой части в удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Мурманской области отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Н.Г.Кузнецова |
Л.И.Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 марта 2004 г. N А42-9256/03-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника