Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 марта 2004 г. N А26-7291/03-28
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Малышевой Н.Н. и Шевченко А.В.,
рассмотрев 22.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.11.2003 по делу N А26-7291/03-28 (судья Кохвакко В.В.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Феникс-Русь" (далее - Общество) 15 159 руб. штрафа за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде неполной уплаты налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2003 года.
Решением суда от 26.11.2003 в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и удовлетворить требования о взыскании штрафа, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а именно статьи 169 НК РФ.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения. По мнению заявителя решение налогового органа от 05.08.2003 N 4.4-03/504 незаконно. Счет-фактура, вычет налога на добавленную стоимость на основании которой не принят налоговым органом, оформлена в соответствии с пунктом 5 статьи 169 НК РФ. Пункт 1 статьи 122 НК РФ предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату налога. В данном случае в измененной декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2003 года значится только сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению налогоплательщику из бюджета; сумма начисленного к уплате в бюджет налога за названный налоговый период отсутствует. Следовательно, в результате проверки выявлена ошибка, которая повлияла на размер названного налога, подлежащего возмещению налогоплательщику из бюджета, то есть выявленное нарушение не привело к неуплате или неполной уплате налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2003 года, а потому состав налогового правонарушения, установленный статьей 122 НК РФ, отсутствует. Сумма налога, указанная в декларации как подлежащая возмещению из бюджета, Обществу не возмещена.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество представило в налоговую инспекцию измененную (уточненную) декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2003 года, приложив к декларации в подтверждение обоснованности применения налоговых вычетов документы, подтверждающие факты приобретения товаров, их оплаты поставщикам и принятия этих товаров к учету (оприходования). Согласно данным декларации, к вычету заявлено 76 105 руб. налога на добавленную стоимость. Суммы налога на добавленную стоимость, полученные от покупателей Общества, в названном налоговом периоде у Общества отсутствуют.
Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка декларации и приложенных к ней документов, в ходе которой установлено неправомерное включение Обществом в состав налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость 75 795 руб. этого налога на основании счета-фактуры от 28.12.2002 N 28. По мнению налогового органа, этот документ составлен с нарушением порядка, установленного пунктом 5 статьи 169 НК РФ: не указаны наименования и адреса грузоотправителя и грузополучателя. Нарушения отражены в акте от 08.07.2003 N 4.4-02/435, направленном Обществу 10.07.2003.
После получения акта проверки Общество 17.07.2003 представило в налоговый орган счет-фактуру от 28.12.2002 N 28, оформленную в соответствии с порядком, установленным пунктом 5 статьи 169 НК РФ (с указанием наименований и адресов грузоотправителя и грузополучателя).
Рассмотрев материалы камеральной проверки, налоговая инспекция приняла решение от 05.08.2003 N 4.4-03/504 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость. Налоговая инспекция исходила из того, что на момент составления декларации у Общества отсутствовала надлежаще оформленная спорная счет-фактура от 28.12.2002 N 28, поэтому Общество не имело вправа включать указанную в ней сумму налога на добавленную стоимость в состав налоговых вычетов по декларации за 1 квартал 2003 года. Неправомерное предъявление спорной суммы налога к вычету повлекло неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2003 года. На уплату доначисленных 75 795 руб. налога, а также 15 159 руб. штрафа Обществу направлены требования от 06.08.2003 N 4.4-06/1407 и от 06.08.2003 N 4.4-06/1406 соответственно.
Общество требование об уплате штрафа не исполнило, поэтому налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о его взыскании в принудительном порядке.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований отказал.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает принятое судом первой инстанции решение законным и обоснованным, а решение налогового органа - не соответствующим нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 172 НК РФ указано, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Порядок оформления и выставления счетов-фактур изложен в статье 169 НК РФ.
Как следует из статьи 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Перечень сведений, которые должны быть указаны в счете-фактуре, приведен в пункте 5 статьи 169 НК РФ, а порядок заверения данных счета-фактуры предусмотрен в пункте 6 той же статьи.
Правовые последствия несоблюдения требований пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ установлены в пункте 2 статьи 169 НК РФ: счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного указанными пунктами, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Согласно пункту 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны, в том числе: порядковый номер и дата выписки счета-фактуры; наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя; номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг); наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания); количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания); цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога; стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога; сумма акциза по подакцизным товарам; налоговая ставка; сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок; стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога.
В отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация, дополнительно указываются сведения о стране происхождения товара и номер грузовой таможенной декларации.
Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя. Условие о заверении счета-фактуры печатью организации - продавца, установленное в пункте 6 статьи 169 НК РФ и действовавшее с 01.01.2001, исключено Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
Из материалов дела следует, что счет-фактура от 28.12.2002 N 28, по поводу которой возник спор, была выставлена Обществу ООО "Луч" в связи с реализацией услуг по заготовке и вывозке древесины.
В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации понятия "грузоотправитель" и "грузополучатель" возникают в том случае, если реализация товаров связана с договорами транспортировки (доставки) товаров или экспедирования, то есть в случаях реального перемещения товаров.
Однако при оказании услуг такие субъекты, как грузоотправитель и грузополучатель, отсутствуют, следовательно, положения подпункта 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ об указании в счете-фактуре наименования и адреса грузоотправителя и грузополучателя не подлежат исполнению и соответствующие строки счета-фактуры не должны заполняться. На это указано и в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.05.2001 года N ВГ-6-03/404.
Таким образом, изначально представленная налоговому органу Обществом счет-фактура была оформлена правильно, в соответствии с требованиями пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ, и у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для признания неправомерным включения в состав налоговых вычетов спорной суммы налога на добавленную стоимость и вынесения решения о привлечении Общества к налоговой ответственности. Последующее представление Обществом в налоговый орган исправленного счета-фактуры в соответствии с требованиями налоговой инспекции в рассматриваемом случае не имеет правового значения в силу вышеуказанного.
В то же время кассационная инстанция считает ошибочной позицию налогоплательщика, поддержанную судом, об отсутствии оснований для доначисления налога и привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в тех случаях, когда включение в состав налоговых вычетов сумм налога на добавленную стоимость по неправильно оформленным счетам-фактурам повлекло неполную уплату налога на добавленную стоимость за соответствующий налоговый период, но неправильно оформленные счета-фактуры, на основании которых предъявлен к вычету в соответствующих налоговых периодах налог на добавленную стоимость, в последующих налоговых периодах по просьбе покупателя исправлены или дооформлены продавцом.
В силу прямого указания в пункте 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации документом, служащим основанием для принятия предъявленных продавцом сумм налога к вычету или возмещению у покупателя является счет - фактура. При этом счета-фактуры должны быть составлены с соблюдением требований к их оформлению, изложенных в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
Отсутствие счетов-фактур, предусмотренных статьей 169 НК РФ, препятствует реализации налогоплательщиком-покупателем товаров (работ, услуг) права на налоговые вычеты сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам в соответствующем налоговом периоде.
Аналогичные последствия влечет наличие у покупателя товаров счетов-фактур, оформленных продавцами с нарушением установленного порядка: такие счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных продавцами товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету или возмещению.
Поэтому вычетам у покупателя в соответствующем налоговом периоде подлежат выделенные продавцом отдельной строкой в расчетных документах суммы налога на добавленную стоимость только при подтверждении этих сумм счетами - фактурами, оформленными в установленном порядке.
Если же счета-фактуры оформлены неправильно, то в силу пунктов 1-2 статьи 169, пункта 1 статьи 171, пункта 1 статьи 172, пункта 1 статьи 173 и пункта 4 статьи 176 НК РФ такие счета-фактуры (при соблюдении иных условий реализации права на налоговые вычеты) могут являться основанием для предъявления указанного в них налога на добавленную стоимость к вычету и возмещению только за тот налоговый период, когда они получены от покупателя в исправленном (дооформленном) виде.
Этот вывод подтверждается как нормами статьи 169 НК РФ, так положениями пунктов 7, 8 и 14 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, разработанных во исполнение требований статьи 169 НК РФ и утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.
Покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке (пункт 7 Правил). Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты (в том числе за наличный расчет) и принятия на учет приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (пункт 8 Правил).
При этом в пункте 14 подчеркнуто, что счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок.
В книге покупок не подлежат также регистрации счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки (пункт 29 Правил). Одновременно названными Правилами допускается внесение в счета-фактуры исправлений. Установлено, что исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления (пункт 29 Правил).
Таким образом, счета-фактуры могут быть зарегистрированы в журнале покупок только в том периоде, когда получены от продавца в правильно оформленном виде и в том же налоговом периоде может быть принят к вычету налог на добавленную стоимость, указанный в исправленной или дооформленной счете-фактуре.
Вместе с тем учитывая, что представленная налогоплательщиком счет-фактура N 28 изначально была оформлена правильно, указанный вывод суда не привел к неправильному решению.
Кассационная инстанция считает правомерным и довод Общества об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для привлечения Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 122 НК РФ предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату налога. В данном случае в измененной декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2003 года значится только сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению налогоплательщику из бюджета. Сумма начисленного к уплате в бюджет налога за названный налоговый период отсутствует. Сумма налога, указанная в декларации как подлежащая возмещению из бюджета, Обществу не возмещена. Выявленная в результате проверки ошибка повлияла на размер налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению налогоплательщику из бюджета, то есть это нарушение не привело к неуплате или неполной уплате налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2003 года, а потому состав налогового правонарушения, установленный статьей 122 НК РФ, отсутствует.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что жалоба налоговой инспекции подлежит отклонению, а обжалуемый судебный акт как соответствующий действующему законодательству - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.11.2003 по делу N А26-7291/03-28 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 марта 2004 г. N А26-7291/03-28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника