Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 марта 2004 г. N А66-6643-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В.,
судей Никитушкиной Л.Л., Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью Научно-производственного центра "Экспресс" Ворошилиной А.О. (доверенность от 04.07.2003), рассмотрев 23.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.10.2003 по делу N А66-6643-03 (судья Ильина В.Е.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственный центр "Экспресс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 19.08.2003 N 1039-21/237 об отказе Обществу в возмещении 188 576 руб. налога на добавленную стоимость.
Решением суда от 30.10.2003 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, Общество не подтвердило в установленном порядке обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, во исполнение контракта от 10.09.2002 N 47/2ВС, заключенного с ТОО "Компания "Зимит" (Казахстан), Общество реализовало на экспорт товар, в связи с чем представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2003 года, в которой указало выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, и предъявило к возмещению из бюджета 399 949 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при экспортных поставках.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в налоговую инспекцию все необходимые документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных деклараций и документов, по результатам которой приняла решение от 19.08.2003 N 1039-21/237 и мотивированное заключение от 20.08.2003 N 21-27/7196. Названным решением налоговая инспекция отказала заявителю в возмещении 188576 руб. налога на добавленную стоимость за апрель 2002 года на том основании, что представленным Обществом платежным поручением не подтверждается оплата товара поставщику по счету-фактуре от 28.10.2002, предъявленному в качестве основания для принятия к вычету 188 576 руб. налога на добавленную стоимость. Представленные Обществом выписки банка оформлены ненадлежащим образом и не подтверждают поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара. Кроме того, по мнению налоговой инспекции, представленный заявителем контракт не предусматривает поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Считая решение налогового органа от 19.08.2003 N 1039-21/237 незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, указав, что налогоплательщик подтвердил в установленном порядке обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, производится по налоговой ставке 0 процентов.
Кроме того, главой 21 НК РФ предусмотрен ряд особенностей, связанных с налогообложением операций реализации товаров (работ, услуг) на экспорт.
Установлено, что:
1) сумма налога исчисляется отдельно по каждой такой операции (пункт 6 статьи 166 НК РФ);
2) момент определения налоговой базы для целей налогообложения не зависит от даты отгрузки, равно как и принятой учетной политики для целей налогообложения ("по мере отгрузки" или "по мере оплаты" товаров, работ, услуг), а определяется в соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ как наиболее ранняя из следующих дат:
- последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ;
- если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, момент формирования налоговой базы по таким товарам определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения ("по отгрузке" или "по оплате").
В пунктах 1 и 2 статьи 171 НК РФ указано на право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Это право на налоговые вычеты распространяется и на операции, облагаемые по налоговой ставке 0 процентов. Причем, как указано в пункте 6 статьи 164, пункте 10 статьи 165, пункте 3 статьи 172 и пункте 4 статьи 176 НК РФ, вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся на основании отдельной декларации и только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Следовательно, принимая во внимание установленный пунктом 9 статьи 167 НК РФ особый порядок определения момента формирования налоговой базы по экспортным операциям, налогоплательщик не вправе указывать в декларации за соответствующий налоговый период операции, облагаемые по ставке 0 процентов, и соответствующие им налоговые вычеты, если не собран полный комплект документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ и оформленных в установленном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, названных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа (пограничного таможенного органа), в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Судом установлено и видно из материалов дела, что Обществом для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов представлены в налоговый орган все необходимые документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ, в том числе контракт налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации и выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет Общества в российском банке.
Как видно из материалов дела, часть реализованного на экспорт товара приобретена заявителем у общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Электромаш". Стоимость товара, включая 188 576 руб. налога на добавленную стоимость, оплачена Обществом его поставщику платежным поручением от 25.09.2002 N 73 по счету-фактуре от 28.10.2002.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Как указано в пункте 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Поскольку вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, и на основании отдельной налоговой декларации по экспортным операциям (пункт 3 статьи 172 НК РФ), Общество вместе с декларацией по ставке 0 процентов, помимо комплекта документов, подтверждающих право на применение ставки 0 процентов, представило документы, подтверждающие право на налоговые вычеты.
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Перечень сведений, которые должны быть указаны в счете-фактуре, приведен в пункте 5 статьи 169 НК РФ.
Как видно из материалов дела и установлено судом, представленный Обществом в налоговый орган счет-фактура от 28.10.2002 N 1012 оформлен в соответствии с требованиями пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ, а платежное поручение от 25.09.2002 N 73 подтверждает приобретение у поставщика (общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Электромаш") товара, реализованного впоследствии на экспорт, и его оплаты по названному счету-фактуре.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным оспариваемое решение налоговой инспекции об отказе в возмещении Обществу налога на добавленную стоимость за апрель 2002 года, и кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.10.2003 по делу N А66-6643-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 марта 2004 г. N А66-6643-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника