Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 марта 2004 г. N А66-7817-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Клириковой Т.Е., Корабухиной Л.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Галон" главного бухгалтера Линьковой Е.А. (доверенность от 23.03.2004),
рассмотрев 25.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 01.12.2003 по делу N А66-7817-03 (судья Бажан О.М.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Галон" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным пункта 2.1.3 решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Тверской области (далее - Инспекция) от 05.09.2003 N 04-36 о привлечении заявителя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и пеней.
Решением от 01.12.2003 суд удовлетворил заявление, указав на отсутствие правовых оснований для восстановления при переходе Общества на упрощенную систему налогообложения сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС), ранее правомерно предъявленных к возмещению.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении его заявления. Налоговый орган считает, что в силу подпункта 4 пункта 2 и пункта 3 статьи 170 НК РФ НДС по основным средствам, приобретенным для осуществления налогооблагаемых операций, после перехода Общества на упрощенную систему налогообложения подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Инспекция считает, что при переходе на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) налогоплательщик должен на основании пункта 8 статьи 145 и пункта 3 статьи 170 НК РФ восстановить НДС в бюджете, принятый к вычету при приобретении основных средств, исходя из остаточной стоимости основных средств.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить решение суда без изменения, указывая на несостоятельность доводов налогового органа.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы налогового органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную документальную проверку соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 31.12.2002, по результатам которой составила акт от 11.08.2003 N 04-36. На основании указанного акта и результатов рассмотрения разногласий Общества, поданных им на акт проверки, Инспекция 05.09.2003 приняла решение N 04-36. Названным решением Инспекция привлекла Общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ (по пункту 2.1.3 решения), и предложила налогоплательщику восстановить в бюджете 22 646 руб. 50 коп. НДС, заявленного в 2002 году к вычету в недоамортизированной стоимости автомобилей после перехода Общества с 01.01.2003 на применение УСН. По мнению налогового органа, в соответствии со статьями 170 и 173 НК РФ налогоплательщик, перешедший с 01.01.2003 на применение УСН не имеет право на налоговые вычеты за 2002 год.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции исходил из того, что Общество возместило НДС до перехода на применение УСН и нормами налогового законодательства не предусмотрено восстановление НДС в бюджете в недоамортизированной части основных средств при переходе налогоплательщика на применение УСН.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда правильным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ "сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ):
1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ);
2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).
При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг)".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с 01.01.2003 Общество перешло на применение УСН.
Доводы кассационной жалобы с указанием на то обстоятельство, что суммы НДС по основным средствам, приобретенных Обществом до перехода на упрощенную систему налогообложения, подлежат восстановлению в бюджете за 2002 год, являются несостоятельными.
Согласно пункту 8 статьи 145 НК РФ суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов. Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса. Однако из этой нормы не следует, что налогоплательщик, перешедший на применение УСЫ, должен восстановить в декларации за следующий налоговый период суммы НДС по материальным ресурсам, использованным после указанного перехода. Этот вывод согласуется и с пунктом 5 статьи 173 НК РФ, которым предусмотрена обязанность организации, не являющейся плательщиком НДС, уплатить НДС в бюджет только в случае выставления ею покупателю счета-фактуры с выделением НДС.
В данном случае НДС возмещен до применения заявителем УСН, то есть до 01.01.2003.
Несостоятельны ссылки Инспекции и на нормы статьи 145 НК РФ. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в письме от 24.03.2003 N ВГ-6-03/337@ разъяснило налоговым органам, что лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Нормы статьи 145 НК РФК на них не распространяются с момента перехода на упрощенную систему налогообложения.
При таких обстоятельствах организация, перешедшая на применение УСН, не является плательщиком НДС и, следовательно, нормы статьи 166, пункта 8 статьи 145, пункта 3 статьи 170 и пункта 1 статьи 173 НК РФ на нее не распространяются.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 01.12.2003 по делу N А66-7817-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Л.И. Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 марта 2004 г. N А66-7817-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника