Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 марта 2004 г. N А56-32411/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В., при участии от Крестьянского хозяйства "Поле чудес" Смирнова Г.А. (доверенность от 09.10.03 N 28145),
рассмотрев 29.03.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Крестьянского хозяйства "Поле чудес" на решение от 23.10.03 (судья Третьякова Н.О.) и постановление апелляционной инстанции от 30.12.03 (судьи Сергиенко А.Н., Тарасюк И.М., Алексеев С.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-32411/03,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Крестьянского хозяйства "Поле чудес" (далее - хозяйство) 300 руб. налоговых санкций на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 23.10.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.12.03, заявление налоговой инспекции удовлетворено.
В кассационной жалобе хозяйство просит отменить судебные акты в связи с неправильным истолкованием судами первой и апелляционной инстанций норм пункта 1 статьи 115 НК РФ. По мнению подателя жалобы, налоговой инспекцией пропущен срок давности взыскания налоговых санкций.
В судебном заседании представитель хозяйства поддержал доводы кассационной жалобы.
Дело рассмотрено без участия представителей налоговой инспекции, надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 243 НК РФ данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей по единому социальному налогу, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "абзаца 3 пункта 2" следует читать "абзаца 3 пункта 2 статьи 24"
В силу абзаца 3 пункта 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, хозяйство представило расчеты авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1-й квартал, 1-е полугодие и 9 месяцев 2002 года 31.03.03, то есть с нарушением установленного срока.
Решением налоговой инспекции хозяйство привлечено к налоговой ответственности в виде 300 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ.
Хозяйство не уплатило штраф в добровольном порядке, в связи с чем налоговый орган обратился с настоящим заявлением в суд.
Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных данным Кодексом и иными актами законодательства о налогах сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Пунктом 1 статьи 115 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
В пункте 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что при применении пункта 1 статьи 115 НК РФ необходимо иметь в виду, что исчисление срока давности взыскания налоговой санкции со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки.
Учитывая, что НК РФ не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Как следует из материалов дела, согласно решению налоговой инспекции хозяйству вменяется в вину непредставление спорных документов в установленный срок, а выездная налоговая проверка в отношении налогоплательщика не проводилась.
При таких обстоятельствах срок давности взыскания налоговых санкций должен исчисляться со дня обнаружения налоговым органом правонарушения, то есть со дня, когда налоговой инспекции стало известно о том, что спорные документы хозяйством не представлены.
Согласно материалам дела налоговый орган направил хозяйству требование от 03.03.03 N 07/180-Т, в котором поставил ответчика в известность об обязанности представить в налоговую инспекцию спорные документы.
По мнению кассационной инстанции, указанное требование свидетельствует о том, что налоговому органу стало известно о совершенном хозяйством правонарушении до 03.03.03.
Налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций 08.09.03, то есть за пределами срока давности, предусмотренного пунктом 1 статьи 115 НК РФ.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а в удовлетворении заявления налоговой инспекции следует отказать.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 23.10.03 и постановление апелляционной инстанции от 30.12.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-32411/03 отменить.
В удовлетворении заявления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области о взыскании с Крестьянского хозяйства "Поле чудес" 300 руб. налоговых санкций отказать.
Возвратить Крестьянскому хозяйству "Поле чудес" из федерального бюджета 200 руб. государственной пошлины.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
О.В. Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 марта 2004 г. N А56-32411/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника