Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 марта 2004 г. N А56-17885/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Малышевой Н.Н.,
при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу Мулая Л.Б. (доверенность от 28.07.2003 N 09/1151),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу на решение от 01.12.2003 (судья Пилипенко Т.А.) и постановление апелляционной инстанции от 17.02.2004 (судьи Исаева И.А., Тарасюк И.М., Сергиенко А.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17885/03,
установил:
Закрытое акционерное общество "Институт электрокаплеструйных технологий" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2 и 3 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 18.02.2003 N 20/5313 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 01.12.2003 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.02.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества, ссылаясь на нарушение судами подпункта 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению налогового органа, Обществом в нарушение указанной нормы представлены копии международных авиационных грузовых накладных без отметки пограничного таможенного органа, подтверждающей вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в октябре 2002 года осуществляло реализацию товаров за пределы Российской Федерации в режиме экспорта, налогообложение которых в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ производится по налоговой ставке 0 процентов.
Общество 20.11.2002 представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2002 года с комплектом документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ. В декларации налогоплательщиком предъявлено к возмещению из бюджета 100 407 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), связанных с экспортной операцией.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных Обществом деклараций и документов по вопросу обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и наличия у Общества права на возмещение из бюджета 100 407 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам.
По результатам проверки принято решение от 18.02.2003 N 20/5313, которым отказано в привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно в пункте 2 названного решения Обществу указано на восстановление бюджету 100 407 руб. налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению по декларации за октябрь 2002 года по экспортным операциям по двум основаниям: в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ в представленных Обществом международных авиационных грузовых накладных отсутствуют отметки пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации; непоступление ответов по результатам встречных проверок поставщиков налогоплательщика.
Пунктом 3 решения Обществу предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет в соответствии с пунктом 39 приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 29.07.98 N 34-н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации".
Общество, считая положения пунктов 2 и 3 названного решения налоговой инспекции незаконными, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, указав на представление налогоплательщиком в налоговый орган предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, подтверждающих право Общества на возмещение налога на добавленную стоимость, в том числе и международные авиационные грузовые накладные, оформленные в соответствии с требованиями подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает правомерным удовлетворение судами требований Общества.
В соответствии со статьей 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 173 НК РФ превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые указаны в статье 176 НК РФ.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, из приведенных норм следует, что экспортеру для подтверждения права на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров необходимо доказать факт экспорта, представив в налоговую инспекцию документы, перечисленные в пункте 1 статьи 165 НК РФ, а также выполнить требования, установленные статьями 169, 171-173, а также статьей 176 НК РФ.
Материалами дела подтверждается представление Обществом в налоговый орган предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, подтверждающих его право на возмещение из бюджета 100 407 руб. налога на добавленную стоимость.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов о необоснованности довода налоговой инспекции о несоблюдении Обществом требования подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Эта позиция налогового органа не учитывает особенности оформления международных авиационных грузовых накладных, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, которые налогоплательщик, реализующий товары, обязан представить в налоговый орган вместе с декларацией в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и права на налоговые вычеты.
Помимо контракта, заключенного с иностранным лицом, выписки банка, подтверждающей поступление выручки от иностранного лица - покупателя, грузовой таможенной декларации с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и пограничного таможенного органа, в регионе деятельноысти которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации, налогоплательщик обязан представить копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
При этом в подпункте 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ указано, что положения этого подпункта применяются с учетом особенностей, предусмотренных названной нормой, согласно которой, при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Данное положение является специальной нормой, которая подлежит применению при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта воздушным транспортом, в связи с чем, общая норма, установленная в подпункте 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ, не подлежит применению.
Принимая во внимание отсутствие в специальной норме указания на обязательное наличие в международной авиационной грузовой накладной отметки пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации, судами обоснованно признано незаконным требование налоговой инспекции о необходимости проставления в международной авиационной грузовой накладной отметки пограничного таможенного органа "Товар вывезен полностью", как не основанное на нормах подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
В то же время требования подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ Обществом выполнены и для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации воздушным транспортом в налоговый орган представлены копии международных авиационных грузовых накладных с указанием порта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Судами также установлено, что в представленных Обществом грузовых таможенных декларациях содержатся отметки пограничного таможенного органа "Товар вывезен полностью".
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций на основе полного, объективного и всестороннего исследования и оценки представленных сторонами доказательств сделан законный и обоснованный вывод о выполнении Обществом требований налогового законодательства и представлении налоговому органу полного пакета надлежаще оформленных документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ, который подтверждает правомерность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, размер которых налоговым органом не оспаривается.
При указанных обстоятельствах кассационная инстанция находит судебные акты соответствующими действующему законодательству, а, следовательно, не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 01.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 17.02.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17885/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 марта 2004 г. N А56-17885/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника