Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей фио, фио, при помощнике Громовой Я.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе истца Кучумова С.Г. на решение Пресненского районного суда адрес от 30 марта 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований заявления Кучумова Сергея Геннадьевича к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом фио РФ, ФГАУ "Росжилкомплекс" о признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны РФ, обязании восстановить на учете нуждающихся в получении социальной выплаты - отказать,
УСТАНОВИЛА:
истец фио обратился в суд с иском к ответчикам Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом фио РФ, ФГАУ "Росжилкомплекс" о защите жилищных прав, в котором просил признать право истца на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны РФ; обязать ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны РФ восстановить Кучумова Сергея Геннадьевича на учете граждан, нуждающихся в получении социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом с 25 сентября 2009 года с составом семьи 6 человек.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылался на то, что фио зарегистрирован и фактически проживает вместе со своей семьей в служебной квартире на территории военного городка по адресу: адрес. Данное жилое помещение было предоставлено истцу и членам его семьи в 1990 году КЭЧ адрес на основании служебного ордера N 1069, выданного 12 июля 1990 года на состав семьи из четырех человек как военнослужащему, проходящему службу по контракту в войсковой части 21222. Истец был уволен с военной службы в 1998 году в связи с организационно-штатными мероприятиями с календарной выслугой лет более 19 лет. Дом, где расположена квартира, которую занимает истец со своей семьей 1937 года постройки в настоящее время находится в аварийном состоянии. Истец указывал, что в период прохождения военной службы он в установленном порядке был признан нуждающимся в получении жилья по адрес РФ (протокол заседания жилищной комиссии в/ч 21222 приобщался к личному делу Кучумова С.Г.). До увольнения с военной службы истец обращался с рапортом к командиру части по вопросу постановки на учет с целью жилищного обеспечения его семьи. Впоследствии истец и члены его семьи были включены в сводный список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата после увольнения с военной службы в качестве лица, подлежащего переселению с территории закрытого военного городка. Истец также указал, что в список кандидатов на получение ГЖС после увольнения с военной службы в качестве лиц, подлежащих переселению с территории закрытого военного городка, включались только те военнослужащие, которые в установленном законом порядке еще во время прохождения военной службы были признаны нуждающимися в жилых помещениях и являлись военными пенсионерами.
Однако, по вине командования в/ч 21222 истец и члены его семьи не смогли реализовать свое право на улучшение жилищных условий путем получения ГЖС. В 2011 году военный городок утратил статус закрытого военного городка. В настоящее время истец и члены его семьи вынуждены проживать в аварийном помещении на территории военного городка. В настоящее время КЭЧ адрес реорганизована, списки граждан, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами (ГЖС), должны были быть переданы в ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ. Истец неоднократно обращался с заявлениями к ответчикам о предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения за счет средств Министерства обороны РФ, однако в ответах сообщают, что он должен обеспечиваться жильем органами местного самоуправления.
Представитель истца в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, дала объяснения по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом фио РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, согласно ранее представленным письменным возражениям на иск, против удовлетворения иска Кучумова С.Г. возражает.
Представитель ответчика ФГАУ "Росжилкомплекс" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск, согласно которым просил в удовлетворении иска Кучумова С.Г. отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы.
Истец фио в заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Представитель истца Кучумова С.Г. по доверенности фио в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Ответчики Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом фио РФ, ФГАУ "Росжилкомплекс" в заседание судебной коллегии своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Третьи лица Министерство обороны РФ, Военный комиссариат адрес, ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России в заседание судебной коллегии своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации по доверенности фиоА. представил письменные возражения на апелляционную жалобу.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению сторон и третьих лиц о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Кучумова С.Г. по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы), предусматривалось предоставление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей, не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилых помещений по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации.
Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предусматривалось предоставление в собственность жилых помещений по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 13 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в вышеуказанной редакции), был закреплен запрет на исключение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченных на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы. Указанные категории военнослужащих должны были обеспечиваться жилыми помещениями в соответствии с указанным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
На основании пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства должны были обеспечиваться органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
На основании пп. "а" п. 5 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют определенные категории граждан Российской Федерации (далее - граждане), в том числе: военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица: военнослужащие, имеющие право на получение сертификатов в соответствии с абзацем первым пункта 14 статьи 15 и абзацем четвертым пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального
закона "О статусе военнослужащих".
В силу п. "б" п. 5 Правил, утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства РФ, предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кучумов Сергей Геннадьевич в период с 16 мая 1977 года по 29 декабря 1998 года проходил службу в Вооруженных Силах РФ.
20 ноября 1998 года фио был уволен в запас приказом начальника войск РХБ защиты Министерства обороны РФ N 020 от 20 ноября 1998 года в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), исключен из списков личного состава войсковой части N 21222 с 29 декабря 1998 года приказом командира N 265 от 28 декабря 1998 года.
После увольнения с военной службы, а именно: 09 сентября 2009 года истец обратился к командиру войсковой части с рапортом о включении его с составом семьи 5 человека (он, жена фио, дочь фио, дочь фио), в состав участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы.
Решением жилищной комиссии по войсковой части N 21222, оформленным протоколом от 09 сентября 2009 года, фио был включен в список кандидатов на получение ГЖС с составом семьи 5 человек.
Уведомлением ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N 394 от 29 ноября 2016 года истцу было отказано в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" по Министерству обороны РФ по категории "военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы", поскольку на основании пп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" от 21 марта 2006 года, на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках Подпрограммы имеют право военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более. Обязанность по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы до 01 марта 2005 года возлагалась на органы местного самоуправления.
Таким образом, Кучумову С.Г. сообщалось о том, что действующим законодательством он не отнесен к категории граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями из фондов Министерства обороны РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Вступившим в законную силу 21 ноября 2017 года решением Октябрьского районного суда адрес от 27 апреля 2017 года по гражданскому делу по иску Кучумова Сергея Геннадьевича к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании незаконным решения, признании права на участие в подпрограмме в удовлетворении исковых требований Кучумова С.Г. было отказано.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 06 ноября 2020 года N 583 "О реорганизации федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ в форме присоединения к нему федеральных государственных казенных учреждений" с 01 января 2021 года ФГАУ "Росжилкомплекс" реорганизовано в форме присоединения к нему ФГКУ "Центррегионжилье". Таким образом, ФГАУ "Росжилкомплекс" является правопреемником ФГКУ "Центррегионжилье".
Вышеуказанным решением Октябрьского районного суда адрес от 27 апреля 2017 года было установлено, что: на момент увольнения Кучумова С.Г. с военной службы обязанность по обеспечению жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, возлагалась на органы местного самоуправления, а также, что фио был включен в список кандидатов на получение ГЖС уже после увольнения с военной службы в качестве лица, подлежащего переселению с территории закрытого военного городка, соответственно, правом на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации он не обладал, до увольнения с военной службы он не был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и не был принят на соответствующий учет.
Суд пришел к выводу о том, что на момент увольнения истца с военной службы обязанность по обеспечению жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, возлагалась на органы местного самоуправления.
Распоряжением Правительства РФ от N 349-р от 17 марта 2010 года "О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных адрес Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации N 752-р от 01 июня 2000 года" военный городок, расположенный по адресу: адрес, исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных адрес РФ.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Постановлением Правительства РФ от 21.03. 2006 N 153, ст. 61 ГПК РФ, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Кучумова С.Г. и исходил из того, что истцом не было предоставлено суду доказательств признания его нуждающимся в жилом помещении и постановки на соответствующий учет в период прохождения военной службы. Истец был включен в список кандидатов на получение ГЖС уже после увольнения с военной службы в качестве лица, подлежащего переселению с территории закрытого военного городка. С момента утраты военным городком статуса закрытого военного городка, отпало условие, при наличии которого у истца имелось право на получение субсидии в виде государственного жилищного сертификата для переселения.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы истца Кучумова С.Г. по существу сводятся к изложению правовой позиции истца по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи, с чем не могут быть признаны состоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от 30 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Кучумова С.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.