Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Максимовой Е.В., судей Шокуровой Л.В., Курочкиной О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой Л.В., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шокуровой Л.В. апелляционную жалобу ответчика Гриба В.И. на решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 10 ноября 2021 года, в редакции определения об исправлении описки от 01 февраля 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Министерства имущественных отношений Московской области к Грибу Владимиру Ивановичу о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка - удовлетворить.
Взыскать с Гриба Владимира Ивановича в пользу Министерства имущественных отношений Московской области плату за изменение вида разрешённого использования земельного участка, в размере 66 499 руб. 90 коп.
Взыскать с Гриба Владимира Ивановича в бюджет города Москвы государственную пошлину в размере 2 195 руб,
УСТАНОВИЛА:
Истец Министерство имущественных отношений Московской области обратился в суд к ответчику Грибу Владимиру Ивановичу с иском о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером... в размере 66 499 руб. 90 коп, обосновывая тем, что в Министерство имущественных отношений Московской области поступило уведомление Управления Росреестра по Московской области от 09.10.2019 N15ВХ-44299 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером.., на основании утвержденных правил землепользования и застройки с вида разрешенного использования "для садоводства" на вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства". Истец на основании Постановления Правительства Московской области от 13.12.2013 N 1190/57 осуществил расчет платы за изменение вида разрешенного использования и направил в адрес собственника земельного адрес уведомление о плате за изменение вида разрешенного использования земельного участка от 30.10.2019 N 15ИСХ-30310 на общую сумму 66 499 руб. 90 коп. Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России, уведомление вернулось отправителю, в связи с истечением срока хранения. Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка в бюджет Московской области не поступила. /л.д. 4-7/
Представитель истца Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик Гриб Владимир Иванович в судебное заседание первой инстанции явился, возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что законных оснований для взыскания с него денежных средств не имеется.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение, не согласившись с которым ответчик подал апелляционную жалобу, просит отменить решение суда, указывая на то, что: судом первой инстанции не учтены положения ч. 4 ст. 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, а также пропуск срока исковой давности; расчет суммы произведен неверно; кадастровые цены не обоснованы и приняты условно; кадастровые цены до и после изменения являются условными. /л.д. 84, л.д. 91/
Представитель истца Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик Гриб Владимир Иванович в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для изменения обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В силу п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования. В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с ч. 3 ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" выбор предусматривающего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Московской области при условии внесения данным лицом платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с ч. 9 ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме в срок, установленный частью 16 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 16 ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления, за исключением случая, предусмотренного частью 17 настоящей статьи. В случае невнесения платы за изменение вида разрешенного использования собственником земельного участка в тридцатидневный срок с момента получения уведомления о размере платы уведомление считается утратившим силу. Собственник земельного участка вправе повторно направить в уполномоченный орган Московской области заявление о получении расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка. Повторное заявление подлежит рассмотрению в сроки, установленные порядком определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица.
Согласно ч. 15 ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" уведомление о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка направляется уполномоченным органом Московской области в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью его уполномоченного должностного лица, собственнику земельного участка в личный кабинет заявителя на РПГУ в день подписания результата.
В соответствии с ч.ч. 11-12 ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется с учетом разницы между установленной кадастровой стоимостью земельного участка и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования или условно разрешенным видом использования. Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется на основании заявления собственника земельного участка о получении расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, поданного посредством государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области" (далее - РПГУ), расположенной в информационно-коммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.uslugi.mosreg.ru. Заявление о получении расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка подлежит рассмотрению в сроки, установленные порядком определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица. Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, устанавливается Правительством Московской области.
В соответствии с ч.1 ст..22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выбор предусматривающего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, осуществляется при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между установленной кадастровой стоимостью земельного участка и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен статьей 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области", а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 N 1190/57 "Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".
В соответствии с законодательством Московской области плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 10% при изменении вида разрешенного использования земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную)).
Плата взимается при изменении вида разрешенного использования на основании: решения Правительства Московской области о включении земельного участка в границы населенного пункта и об одновременном изменении его вида разрешенного использования (ч. 1 ст. 5.1 Закона N 23/96-03); решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона N 23/69-03); разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного уполномоченным органом - Главархитектурой Московской области (ч. 5 ст. 5.1 Закона N 23/96-03); правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона N 23/96-03).
Судом первой инстанции установлено, что в Минмособлимущество поступило уведомление Управления Росреестра по Московской области от 09.10.2019 N 15ВХ-44299 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером.., на основании утвержденных правил землепользования и застройки с вида разрешенного использования "для садоводства" на вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства".
Согласно п. 3 Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утвержденного Постановлением Правительства МО от 31.12.2013 N 1190/57, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле: Рп = С х ((КС2-КС1))+У), где: Рп - размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; С - ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; У - разница между кадастровыми стоимостями земельного участка во всех случаях изменения вида разрешенного использования начиная с 1 января 2014 года, исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования земельного участка отдельно; КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в том числе в соответствии с правилами землепользования и застройки, о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с п.6.1 Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утвержденного Постановлением Правительства МО от 31.12.2013 N 1190/57, в случае если при изменении вида разрешенного использования земельного участка согласно приложению N 2 к настоящему Порядку значение КС1 превышает значение КС2, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается в размере 10 процентов от значения КС2 и 20 процентов от значения КС2 для случаев каждого последующего изменения вида разрешенного использования земельного участка, начиная с даты вступления в силу настоящего постановления.
Судом первой инстанции установлено, что согласно данным о кадастровой стоимости земельного участка, представленным Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, значение кадастровой стоимости земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка (КС1) 666 484 руб. 53 коп, превышает значение кадастровой стоимости земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка (КС2) 664 999 руб, в связи с чем, суд первой инстанции указал, что размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка составляет 66 499 руб. 90 коп. (664 999 руб. х 10%)
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что Минмособлимущество на основании Постановления Правительства Московской области N 1190/57 осуществило расчет платы за изменение вида разрешенного использования и направило в адрес собственника земельного адрес уведомление о плате за изменение вида разрешенного использования земельного участка от 30.10.2019 N 15ИСХ-30310 на общую сумму 66 499 руб. 90 коп, которое согласно информации сайта Почты России вернулось отправителю в связи с истечением срока хранения. / л.д. 18-23/
Судом первой инстанции установлено, что поскольку ответчиком не произведена оплата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес ответчика претензию, однако плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка в бюджет Московской области не поступила. /л.д. 24-27/
Согласно п.п. 13.36.1, 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27, Министерство имущественных отношений Московской области, в том числе, осуществляет следующие полномочия: осуществление расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с порядком, установленным Правительством Московской области; уведомление собственника земельного участка о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки. /ч. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации/
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Для изменения вида разрешенного использования земельного участка на основании правил землепользования и застройки, требуется совокупность условий: наличие утвержденных правил землепользования и застройки; наличие заявления правообладателя земельного участка в адрес органа регистрации прав об изменении вида разрешенного использования земельного участка; принадлежность земельного участка к соответствующей территориальной зоне.
При этом отнесение земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки к той или иной территориальной зоне дает правообладателю земельного участка возможность обратиться в орган регистрации прав с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования земельного участка, который предусмотрен правилами землепользования застройки для соответствующей территориальной зоны в качестве основного вида разрешенного использования земельного участка.
Правообладатели земельных участков не обладают абсолютной свободой в реализации своего права на использование участка, а лишь вправе выбирать любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий, т.е, собственники земельных участков не вправе самостоятельно устанавливать разрешенное использование земельных участков, а вправе лишь выбирать отдельные виды использования из разрешенных в установленном порядке в рамках зонирования территории.
На основании изложенного, с учетом того, что ответчиком не оспорен факт изменения вида разрешенного использования своего земельного участка, а также не представлены доказательства о наличии оснований для освобождения от внесения платы за изменение вида разрешенного использования, суд первой инстанции удовлетворил требования Министерства имущественных отношений Московской области и взыскал с ответчика в пользу истца плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере 66 499 руб. 90 коп, а также в силу ст. 103 ГПК РФ государственную пошлину в размере 2 195 руб. в доход бюджета города Москвы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что расчет платы за изменение вида разрешенного использования составлен неверно, так как плата определена с учетом кадастровой стоимости земельного участка до изменения вида разрешенного использования, судебная коллегия отклоняет, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, иная кадастровая стоимость не представлена, существующая не оспорена.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не получал требование истца о плате за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере 66 499 руб. 90 коп, так как с июля 2019 года не находился по адресу: адрес, в связи со значительным ухудшением состояния здоровья ответчика и его супруги, а также не находился по адресу регистрации: адрес, суд апелляционной инстанции не принимает, поскольку ст. 165.1 ГК РФ риск неполучения почтовой корреспонденции несет адресат, при этом ответчик не воспользовался возможностью уведомления почтового отделения о необходимости перенаправлении почтовой корреспонденции в другой адрес.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Гриб В.И. в заявлении от 18.04.2017 просил изменить вид разрешенного использования на "индивидуальное жилищное строительство", а не на "личное подсобное хозяйство", суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку ответчиком не оспорен факт изменения вида разрешенного использования своего земельного участка.
Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически они выражают несогласие ответчика с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, так как иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться основанием для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, выводы, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, решение по делу вынесено правильное, законное и обоснованное, отвечающее требованиям ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется, поскольку оценка доказательств судом произведена правильно, в соответствии с требованиями ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.
В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие обстоятельства судом при рассмотрении апелляционной жалобы, не установлены, в связи с чем, требования апелляционной жалобы об отмены решения не подлежат удовлетворению.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 10 ноября 2021 года, в редакции определения Бабушкинского районного суда города Москвы об исправлении описки от 01 февраля 2022 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.