Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 марта 2004 г. N А56-34735/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Кирейковой Г.Г., Ломакина С.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЮСОН" главного бухгалтера Игнатьевой О.Ю. (доверенность от 16.01.2004),
рассмотрев 24.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2003 по делу N А56-34735/03 (судья Протас Н.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЮСОН" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области (далее - ИМНС, инспекция) от 20.06.2003 N 02/27-27 в части эпизодов, связанных с поступлением оплаты по контракту на экспортную поставку товара от третьего лица и обязании налогового органа возместить из бюджета 269 587 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за февраль 2003 года (период октябрь, ноябрь, декабрь) путем возврата на расчетный счет налогоплательщика.
Решением от 03.12.2003 суд признал недействительным решение инспекции от 20.06.2003 N 02/27-27 в части эпизодов, связанных с поступлением оплаты по контракту на экспортную поставку товара от третьего лица. В остальной части заявленные обществом требования оставил без рассмотрения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, инспекция правомерно не приняла к возмещению 269 587 руб. налоговых вычетов, заявленных обществом в декларации по НДС по налоговой ставке 0% за февраль 2003 года, поскольку в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) представленные налогоплательщиком в обоснование применения этой налоговой ставки при реализации лесопродукции на экспорт через комиссионера - закрытого акционерного общества "Юнилес" (далее - ЗАО "Юнилес") копии выписок банка подтверждают поступление валютной выручки не от иностранного лица - покупателя указанного товара, а от третьих лиц. ИМНС считает, что оплата экспортируемого товара третьими лицами противоречит положениям подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ, так как в данной статье Кодекса прямо указан источник поступления валютной выручки: иностранное лицо - покупатель экспортируемого товара.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы инспекции, считая принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.
ИМНС надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов жалобы налогового органа проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество представило в ИМНС декларацию по налоговой ставке 0% за февраль 2003 года и пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, подтверждающих его право на возмещение из бюджета 506 879 руб. НДС, уплаченного при осуществлении экспортных операций, а 19.03.2003 направило письмо N 137 с просьбой произвести зачет превышения сумм налоговых вычетов по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0% за октябрь, ноябрь, декабрь 2002 года в счет оплаты НДС облагаемого по ставке 20%.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки данной декларации и документов Инспекция вынесла решение от 20.06.2003 N 02/27-27, пунктом 1 которого не приняла к возмещению налогоплательщику 269 587 руб. налоговых вычетов.
В обоснование принятого решения в этой части инспекция указала на то, что общество в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения им налоговой ставки 0% при реализации лесопродукции на экспорт через комиссионера - ЗАО "Юнилес", представило копии выписок банка, которые подтверждают поступление валютной выручки не от иностранного лица - покупателя указанного товара, а от третьих лиц.
Общество не согласилось с решением ИМНС в указанной части, что послужило основанием для обращения его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции законно и обоснованно признал оспариваемое решение налогового органа в части эпизодов, связанных с поступлением оплаты по контракту на экспортную поставку товара от третьего лица, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также и порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ.
Согласно пункту 4 данной статьи суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.
Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога.
В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении сумм НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.
В данном случае инспекция не оспаривает факт помещения обществом товаров под таможенный режим экспорта и их вывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации, а также факт уплаты НДС поставщикам товарно-материальных ценностей, используемых при осуществлении экспортных операций.
В оспариваемом решении и в доводах жалобы налоговый орган ссылается на нарушение обществом подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ, что не может быть признано обоснованным, поскольку в данном случае реализация товара на экспорт осуществлялась через комиссионера, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения пункта 2 статьи 165 НК РФ.
Согласно названной норме Кодекса налогоплательщик должен представить в налоговый орган в подтверждение обоснованности применения ставки 0% выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя экспортируемого товара на счет налогоплательщика или комиссионера в российском банке.
Как правомерно указал суд первой инстанции, в данном случае поступление экспортной выручки от третьего лица не лишает экспортера права на возмещение уплаченных им при осуществлении экспортных операций сумм НДС, так как это не противоречит нормам налогового и гражданского законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем подпунктом 3 пункта 2 данной статьи Кодекса не предусмотрено, что экспортная выручка должна поступить непосредственно от иностранного покупателя этого товара.
Как видно из материалов дела, общество, являясь комитентом по договору комиссии от 02.04.2001 N 02-04.01, заключенному с ЗАО "Юнилес", осуществляло экспорт пиломатериалов фирме "Rowlinson Timber Ltd" (Великобритания) в соответствии с контрактом от 21.09.2000 N ЮЛ-2000/1, фирме "TIMBER TRADING (UK) LTD" (Великобритания) в соответствии с контрактом от 06.05.2002 N ТТ 06/05/2002 и фирме "Pinault Bretagne" (Франция) в соответствии с контрактом от 08.01.2002 N UL 08-01.02.
Пунктом 4.5 статьи 4 "Прием и оплата товара" приложения N 1 к контракту от 21.09.2000 N ЮЛ-2000/1 стороны прямо предусмотрели возможность оплаты за отгружаемые пиломатериалы фирмой "Baltic Connexion" (Эстония) (лист дела 11).
Дополнительным соглашением от 10.05.2002 к контракту от 06.05.2002 N ТТ 06/05/2002 также предусмотрена возможность оплаты за поставленный товар фирмой "ТТТ MONEYCORP" (Великобритания) (лист дела 20).
Дополнительным соглашением от 10.01.2002 к контракту от 08.01.2002 N UL 08-01.02 стороны тоже прямо предусмотрели возможность оплаты поставленного товара фирмой "SINBPLA SA" (Франция) (лист дела 23).
Материалами дела подтверждается и инспекцией не оспаривается факт поступления валютной выручки по указанным контрактам от названных лиц.
Таким образом, поскольку в данном случае экспортная выручка поступила на счет общества от лиц, прямо указанных в приложениях и дополнительных соглашениях к названным контрактам, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что общество выполнило требования статьи 165 НК РФ и правомерно применило налоговую ставку 0%.
При таких обстоятельствах следует признать, что у налогового органа не было законных оснований для вынесения оспариваемого решения в части не принятия к возмещению 269 587 руб. налоговых вычетов по эпизодам, связанным с поступлением оплаты по экспортным контрактам от третьих лиц.
Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2003 по делу N А56-34735/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 марта 2004 г. N А56-34735/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника