Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 апреля 2004 г. N А13-9122/03-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В., Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 13.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области на решение от 03.12.2003 (судья Логинова О.П.) и постановление апелляционной инстанции от 30.01.2004 (судьи Виноградова Т.В., Маганова Т.В., Писарева О.Г.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9122/03-23,
установил:
Открытое акционерное общество "Череповецкий Азот" (далее - ОАО "Череповецкий Азот", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 17.10.2003 N 105.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество изменило заявленные требования и просило признать незаконными действия налогового органа - начисление 684 513 руб. 43 коп. пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год.
Решением суда от 03.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2004, требования Общества удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение от 03.12.2003 и постановление от 30.01.2004, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. По мнению подателя жалобы, налогоплательщики обязаны уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15 числа следующего месяца, на что прямо указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 200-О.
Стороны о времени и месте слушания дела надлежащим образом извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность оспариваемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция направила ОАО "Череповецкий Азот" требование от 17.10.2003 N 105 об уплате до 03.11.2003 684 513 руб. 43 коп. пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Общество посчитало незаконным направление ему налоговым органом указанного требования и оспорило действия налогового органа в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований налогоплательщик сослался на то, что в нарушение положений статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая инспекция не указала в требовании сумму недоимки и период, за который начислены пени. Кроме того, Общество считает, что налоговый орган неправомерно начислил ему пени за несвоевременную уплату ежемесячных платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог, поскольку срок уплаты этого налога за 2002 год - до 15 января 2003 года.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами налогоплательщика и признали незаконными действия налогового органа, выразившиеся в начислении Обществу пеней за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год.
Кассационная инстанция считает судебные акты правильными и не подлежащими отмене.
Согласно подпункту "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к числу федеральных налогов относятся налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.
Одним из таких налогов является налог на пользователей автомобильных дорог, введенный статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Порядок и сроки уплаты этого налога предусмотрены постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 "Об утверждении Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации" (далее - Постановление N 2235-1). Так, в соответствии с пунктом 10 Постановления N 2235-1 предприятия перечисляют установленный Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.
Однако, как правильно указали суды обеих инстанций, Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ и от 30.12.01 N 194-ФЗ действие Постановления N 2235-1 на 2001 - 2002 годы приостановлено.
Вместе с тем статьей 4 Федерального закона N 110-ФЗ установлена обязанность налогоплательщиков уплатить налог на пользователей автомобильных дорог за 2002 год до 15 января 2003 года.
Следовательно, за неуплату спорного налога в указанный срок налоговые органы могут начислить и взыскать пени.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция начислила ОАО "Череповецкий Азот" пени за несвоевременную уплату ежемесячных платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог. При этом налоговый орган ссылается на то, что в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 200-О указано, что спорный налог подлежит уплате ежемесячно.
Однако как следует из пункта 3 Определения от 04.07.2002 N 200-О пункт 1 статьи 75 НК РФ содержит определение понятия "пени" как денежной суммы, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
Анализ статьи 75 НК РФ в целом, а также других положений Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57 НК РФ); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57 НК РФ); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (пункт 2 статьи 58 НК РФ); в случае, если налоговый период состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам этих отчетных периодов вносятся авансовые платежи (пункт 1 статьи 55 НК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации, указывая, что налог на пользователей автомобильных дорог должен уплачиваться ежемесячно, исходил из того, что такой срок уплаты налога установлен Постановлением N 2235-1.
Однако, как указано выше, действие Постановления N 2235-1 на 2001-2002 годы приостановлено и единственным законодательно установленным сроком уплаты этого налога за 2002 год является срок, предусмотренный статьей 4 Федерального закона N 110-ФЗ - 15 января 2003 года.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что налоговый орган неправомерно начислил Обществу пени за несвоевременную уплату ежемесячных платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 03.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.01.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9122/03-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 апреля 2004 г. N А13-9122/03-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника