Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вишняковой Н.Е., и судей фио, фио, при помощнике Чельдиеве Г.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишняковой Н.Е. гражданское дело N 2-3706/2022 по апелляционной жалобе Абдулганова М.И. на решение Чертановского районного суда адрес от 02 августа 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Департамента городского имущества адрес к Абдулганову... об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд адрес удовлетворить.
Изъять для государственных нужд адрес нежилое здание с кадастровым номером... площадью 1 208, 2 кв. м, расположенное по адресу: адрес.
Установить размер компенсации за изымаемое имущество в соответствии с отчетом об оценке от 10.11.2021 N ГК-000008-2021/121/1, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Компания "Аудитор Столицы", в размере сумма.
Окончательная стоимость объекта нежилого здания с кадастровым номером... площадью 1 208, 2 кв. м, расположенное по адресу: адрес подлежит определению и выплате в рамках выделенного в отдельное производство гражданского дела N 2-4817/2022.
Определить, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу на основании п.1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ является основанием для прекращения ограничений (обременений) внесенных в ЕГРН в отношении изымаемого нежилого здания с кадастровым номером...
Определить, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу в порядке п.1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ является основанием для прекращения права собственности Абдулганова Магомедали Ибрагимовича на нежилое здание с кадастровым номером... площадью 1 208, 2 кв. м, расположенное по адресу: адрес.
Установить следующие условия возмещения:
- Правообладатель обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления настоящего решения в законную силу предоставить в ГКУ адрес "Управление дорожно-мостового строительства" реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества;
- Возмещение стоимости изымаемого имущества осуществляется ГКУ адрес "Управление дорожно-мостового строительства" за счет средств бюджета адрес после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, на основании предоставленных Правообладателем реквизитов расчетного счета, путем перечисления денежных средств на счет Правообладателя. Обязательства ГКУ адрес "Управление дорожно-мостового строительства" по оплате считаются исполненными с момента списания денежных средств с его расчетного счета, днем оплаты является дата списания денежных средств со счета
ГКУ адрес "Управление дорожно-мостового строительства".
- В случае отказа Правообладателя предоставить реквизиты расчетного счета более 5 (пяти) рабочих дней, денежные средства составляющие стоимость изъятого недвижимого имущества вносятся ГКУ адрес "Управление дорожно-мостового строительства" на депозит нотариуса;
- Правообладатель обязан освободить Нежилое здание от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 5-ти (пяти) рабочих дней после получения денежной компенсации, и обеспечить допуск ГКУ адрес "Управление дорожно-мостового строительства" и (или) подрядной организации к Нежилому зданию для действий, связанных с осуществлением изъятия объекта недвижимости, в том числе сноса. По истечении указанных 5-ти (пяти) рабочих дней ГКУ адрес "Управление дорожно-мостового строительства" и (или) подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное правообладателем собственное имущество и имущество иных лиц.
УСТАНОВИЛА:
Департамент городского имущества адрес обратился в суд с иском к Абдулганову М.И. об изъятии для государственных нужд нежилого здание с кадастровым номером... площадью 1 208, 2 кв. м, расположенное по адресу: адрес, установлении суммы возмещения в размере сумма, а также установлении порядка возмещения и исполнения судебного решения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик является собственником нежилого здания с кадастровым номером... площадью 1 208, 2 кв. м, расположенное по адресу: адрес. Департаментом городского имущества адрес издано Распоряжение от 16.12.2019 N 50390 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества", в редакции от 17.09.2021 N 40952 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества адрес от 16 декабря 2019 г. N 50390", согласно которым, для государственных нужд адрес подлежит изъятию нежилое здание, принадлежащее ответчику. В соответствии с отчетом об оценке от 10.11.2021 N ГК-000008-2021/121/1, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Компания "Аудитор Столицы" определена величина убытков, причиненных правообладателю изъятием вышеуказанного объекта недвижимости в размере сумма. 02.12.2021 правообладателю были направлены для согласования проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд адрес с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого объекта недвижимости. Срок заключения соглашения истек 17.02.2022 года, однако подписанный проект соглашения в ГКУ "УДМС" до настоящего времени не поступил, что и послужило поводом для обращения в суд с указанным иском.
Представитель ДГИ адрес, третьего лица Правительство Москвы фио по доверенности в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении иска.
Ответчик фио в суд не явился, извещался.
Представители ответчика фио, фио в судебное заседание явились, против удовлетворения требований возражали, указав, что со стоимостью компенсации не согласны. Не согласны с изъятием собственности.
Представитель третьего лица "Управление дорожно-мостового строительства" по доверенности фио в суд явилась, настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель 3-го лица Управление Росреестра адрес в суд не явился, извещался.
Определением суда от 02.08.2022 года требование ДГИ адрес об установлении суммы возмещения за изымаемое нежилое здание, выделено в отдельное производство.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит по доводам жалобы фио
Проверив материалы дела, выслушав представителей ответчика Абдулганова М.И. по доверенности фио, фио, представителя истца ДГИ адрес по доверенности фио, представителя третьего лица ГКУ адрес "Управление дорожно-мостового строительства" по доверенности фио обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Общий порядок изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд регламентирован Гражданским (ст. ст. 279 - 282), Земельным (ст. ст. 49, 56) кодексами РФ и Федеральными законами от 05.04.2013 N 43-ФЗ и от 31.07.2020 N 254-ФЗ.
В соответствии со ст.ст. 281, 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого объекта недвижимости не заключил соглашение об изъятии, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, при этом его правообладателю предоставляется возмещение.
Согласно Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории адрес объектов, предусмотренных абзацем пятым (в отношении объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения), абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены частью 7 статьи 4 (в отношении объектов регионального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы), статьями 6 - 11, 13 и 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 43- ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения или линейных объектов транспортной инфраструктуры регионального значения, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - в соответствии с земельным законодательством с учетом особенностей, установленных частями 1 - 3, 5, 6, 9 - 14, 19 - 21 статьи 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43 - ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве
территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статьей 19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 9 ст. 4 N 254-ФЗ в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 10 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, в случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. При этом размер возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению.
В случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет. Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременений на изымаемое недвижимое имущество (п. 12 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ).
Ограничения (обременения) в виде запрещения сделок с имуществом и ареста подлежат прекращению на основании п.1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ.
Так, на основании п.1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 вступивший в законную силу судебный акт об изъятии недвижимого имущества и (или) заключенное соглашение об изъятии недвижимого имущества являются основаниями для прекращения ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц на изъятое недвижимое имущество по поданному без доверенности от правообладателя изымаемого недвижимого имущества заявлению органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества.
Кроме того, согласно п.1 ст. 56.11 ЗК РФ, а также п. 13 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности и досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчику на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером... площадью 1 208, 2 кв. м, расположенное по адресу: адрес.
Департаментом городского имущества адрес издано Распоряжение от 16.12.2019 N 50390 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества", в редакции от 17.09.2021 N 40952 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества адрес от 16 декабря 2019 г. N 50390", согласно которым, для государственных нужд адрес подлежит изъятию нежилое здание, принадлежащее Абдулганову М.И.
В соответствии с отчетом об оценке от 10.11.2021 N ГК-000008-2021/121/1, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Компания "Аудитор Столицы" определена величина убытков, причиненных правообладателю изъятием вышеуказанного объекта недвижимости в размере сумма.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - адрес значения адрес и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ГКУ адрес "Управление дорожно-мостового строительства" в адрес Ответчика письмом от 02.12.2021 N УДМС-11-40079/21-3 направлен на согласование проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд адрес с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого объекта недвижимости.
Срок заключения проекта соглашения со стороны правообладателя в соответствии с ч. 9 ст. 4 N 254-ФЗ составляет сорок пять дней со дня получения. Указанный срок истек 17.02.2022. Подписанный проект соглашения в ГКУ адрес "Управление дорожно-мостового строительства" до настоящего времени не поступил.
Разрешая исковые требования, суд исходил из того, что поскольку ответчик не подписал проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд адрес, то требования истца об изъятии нежилого здания с кадастровым номером... площадью 1 208, 2 кв. м, расположенное по адресу: адрес подлежит удовлетворению, при этом установилсумму денежной компенсации за изымаемое недвижимое имущество в размере сумма. Также суд указал, что окончательная стоимость объекта нежилого здания с кадастровым номером... площадью 1 208, 2 кв. м, расположенное по адресу: адрес подлежит определению и выплате в рамках выделенного в отдельное производство гражданского дела N 2-4817/2022.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке ст. 67 ГПК Российской Федерации.
Доводы жалобы Абдулганова М.И. о том, что суд был обязан приостановить производство по делу об изъятии нежилого помещения до вынесения решения по делу о признании незаконным распоряжения ДГИ адрес об изъятии нежилого помещения, подлежат отклонению, так как не свидетельствуют о нарушении норм процессуального права, поскольку предусмотренные абз. 5 статьи 215 ГПК РФ основания для приостановления производства по делу (невозможность рассмотрения дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, административном или уголовном производстве) отсутствовали. Само по себе, принятие решения до рассмотрения дела по административному делу не повлекло вынесение незаконного решения по настоящему спору.
Кроме того, как пояснил в судебном заседании представитель истца, решением Чертановского районного суда адрес от 26 октября 2020 года отказано в признании незаконным распоряжения ДГИ об изъятии объекта недвижимости.
Доводы жалобы ответчика о том, что ответчик не согласен с предложенной истцом ценой нежилого здания и величиной убытков, причиненных ответчику изъятием недвижимости в размере сумма не является равноценной, отклоняется судебной коллегией.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 281 ГК РФ, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 10 п. 10 Федерального закона от 05.04.2013 г. в случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. При этом размер возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению".
Одновременно пунктом 12 названной статьи предусмотрено, что "в случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет. Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременений на изымаемое недвижимое имущество".
Вышеуказанными нормами специального законодательства определен специальный порядок изъятия участка, обеспечивающий ускоренное изъятие с обеспечением предварительного возмещения стоимости имущества в неоспариваемой собственником части.
При этом, по смыслу пункта 12 статьи 10 Закона 43-ФЗ, указание в судебном решении стоимости, определенной отчетом об оценке, выполненным по заказу органа исполнительной власти, не препятствует оспариванию данного отчета, а также возможности предъявления требования о доплате возмещения в случае установления судом в результате рассмотрения спора о законности и достоверности отчета занижения размера возмещения.
Дополнительные гарантии собственнику также установлены системой ответственности оценщика и страхования указанной ответственности.
В связи с изложенным суд пришел к правильному выводу о том, что разногласия по размеру возмещения не являются предметом рассмотрения в деле по иску о принудительном изъятии объектов недвижимости (в том числе земельных участков), изымаемых в соответствии с федеральным Законом N 43-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ при расчете размера возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков стоимости изымаемого недвижимого имущества указанная стоимость определяется на день, предшествующий принятию решения об утверждении документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта федерального значения или регионального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, для целей размещения которого осуществляется изъятие недвижимого имущества, исходя из разрешенного использования земельных участков на день, предшествующий утверждению документации по планировке территории, предусматривающей размещение данного объекта.
Определением суда от 02.08.2022 года требование ДГИ адрес об установлении суммы возмещения за изымаемое нежилое здание, выделено в отдельное производство, в связи с чем окончательная стоимость объекта нежилого здания с кадастровым номером... площадью 1 208, 2 кв. м, расположенное по адресу: адрес подлежит определению и выплате в рамках выделенного в отдельное производство гражданского дела N 2-4817/2022.
Доводы жалобы ответчика о том, что изъятие нежилого здания осуществляется не для государственных нужд, также отклоняется судебной коллегией, поскольку стороной ответчика в порядке ст. 56 ГПКРФ не предоставлены доказательства об обратном. В Распоряжении от 16.12.2019 N 50390 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" указаны цели изъятия у правообладателей объектов недвижимого имущества, а именно "Строительство улично-дорожной сети с искусственными сооружениями и переустройством инженерных коммуникаций на участке от Павелецкого направления адрес до МКАД с транспортной развязкой на пересечении МКАД с Юго-Восточной хордой". В соответствии с действующим законодательством строительство улично-дорожной сети является государственными нуждами. Материалы дела не содержат иных сведений для изъятия нежилого здания.
Выводы решения суда подтверждены материалами дела, которым суд дал надлежащую оценку. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы судебного решения и направлены на иную оценку доказательств, что не является основанием для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чертановского районного суда адрес от 02 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.