Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Колесниковой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Осиповой Надежды Ивановны - фио к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес на решение Щербинского районного суда адрес от 28 сентября 2021 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административных исковых требований Осиповой Надежды Ивановны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по адрес о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости, обязании осуществить учет - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Осипова Н.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании решения незаконным, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка, мотивируя свои требования тем, что 17 ноября 2020 года Осипова Н.И. обратилась к административному ответчику с заявлением N MFC-0558/2020-793424-1 о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 77:17:0110113:591, находящегося по адресу: адрес, адрес, адрес, в части сведений о местоположении границ и площади участка, приложив к нему межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка. 26 ноября 2020 года по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, административным ответчиком вынесено уведомление о приостановлении кадастрового учета N КУВД-001 /2020-24383997/1 в связи с тем, что заявителем нарушены требования к составлению межевого плана, использованные при его составлении документа не подтверждают прохождение уточненных границ земельного участка, раздел "Схема расположения земельных участков" выполнен с нарушением п.72 и п.76 Требований. 26 февраля 2021 года административным ответчиком принято решение об отказе в проведении государственного учета N MFC-0558/2020-793424-1, с чем Осипова Н.И. не согласна, поскольку оспариваемое решение необоснованно препятствует осуществлению кадастрового учета изменений земельного участка.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца Осиповой Н.И. - фио, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия находит, что решение Щербинского районного суда адрес от 28 сентября 2021 года подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Из материалов настоящего административного дела следует, что Осипова Н. И. обратилась в Управление Росреестра по Москве с заявлением от 17 ноября 2020 года N MFC-0558/2020-793424-1, о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 77:17:0110113:591, находящегося по адресу: адрес, адрес, адрес, в части сведений о местоположении границ и площади.
К заявлению был приложен межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, ответчиком было вынесено уведомление о приостановлении кадастрового учета от 26 ноября 2020 года N КУВД-001 /2020-24383997/1 в связи с тем, что заявителем нарушены требования к составлению межевого плана, использованные при его составлении документа не подтверждают прохождение уточненных границ земельного участка, раздел "Схема расположения земельных участков" выполнен с нарушением п.72 и п.76 Требований.
26 февраля 2021 года административным ответчиком принято решение об отказе в проведении государственного учета N MFC-0558/2020-793424-1 в связи с неустранением причин приостановления процедуры.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не были исполнены требования государственного регистратора, в связи с чем, решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес является законным, основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу частей 3 и 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации определен статьей 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и предусматривает в соответствии с пунктом 3 части 1 названной статьи проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно положениям статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного федерального закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 названного Закона).
Из оспариваемого уведомления об отказе государственного кадастрового учета следует, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги послужило несоответствие межевого плана Требованиям к составлению межевого плана, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года N 921.
Согласно положениям пункта 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а не устранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, не устранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Регистрирующим органом оставлено без внимания, что стороной спорного правоотношения является Заявитель, а не кадастровый инженер или иное лицо, обладающее специальными знаниями, в связи с чем, реципиентом сообщения Управления, о причинах отказа в осуществлении регистрационных и учетных действий, является именно заявитель, при этом, фактически в обоснование своей позиции Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес перечислен ряд положений ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и требований к содержанию межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года N 921, однако из указанной правовой позиции Управления не усматривается, какое именно несоответствие объекта недвижимости указанным Требованиям выявлено в представленном межевом плане.
Данные обстоятельства указывают на то, что обжалуемое решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений не соответствует законодательству, регулирующему спорные правоотношения, в связи с чем оно не может быть признано законным и обоснованным, а потому решение суда, установившее обратное, указывает на не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам административного дела.
Изложенное, по убеждению судебной коллегии, оценивающей собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, опровергает правомерность вывода суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, допускается при установлении того, что оспариваемое решение, действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца; по настоящему делу такая необходимая совокупность присутствует, у судебной коллегии имеются основания полагать оспариваемое решение незаконным и нарушающим права административного истца.
Таким образом, решение суда, которым не были учтены изложенные обстоятельства, не может быть признано законным и обоснованным, оно в силу статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес об отказе в государственном кадастровом учете изменений от 26 февраля 2021 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:17:0110113:591, расположенного по адресу: адрес, адрес, адрес, с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Осиповой Н.И. о государственном кадастровом учете изменений в отношении указанного объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда адрес от 28 сентября 2021 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес об отказе в государственном кадастровом учете изменений от 26 февраля 2021 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:17:0110113:591, расположенного по адресу: адрес, адрес, адрес.
Возложить на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность повторно рассмотреть заявление Осиповой Надежды Ивановны о государственном кадастровом учете изменений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:17:0110113:591, расположенного по адресу: адрес, адрес, адрес.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 15 ноября 2022 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.