Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 марта 2004 г. N А44-1571/03-С12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В., при участии от закрытого акционерного общества "Медицинская страховая компания "Ганзамед" Богданова А.Г. (доверенность от 31.07.03), Ульяновой Н.Ю (протокол от 17.05.01 N 21), от Новгородского областного фонда обязательного медицинского страхования Ким С.Р. (доверенность от 19.03.04 N 361), Соколовой С.В. (доверенность от 09.02.04 N 144),
рассмотрев 22.03.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Медицинская страховая компания "Ганзамед" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Новгородской области от 15.12.03 по делу N А44-1571/03-С12 (судьи Дмитриева Т.А., Дегтев А.В., Никитина Л.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Медицинская страховая компания Ганзамед" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о взыскании с Новгородского областного фонда обязательного медицинского страхования (далее - фонд) 144 647 руб. задолженности по договору финансирования обязательного медицинского страхования.
Решением суда от 17.10.03 заявление общества удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.12.03 решение суда изменено. С фонда в пользу общества взыскано 82 638 руб. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что при расчете объема финансирования заявителя фонд использовал недостоверные сведения о численности населения в Новгородской области.
Кроме того, общество считает, что взысканная с фонда сумма не обоснована по размеру.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представители фонда возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что между обществом и фондом заключен договор от 25.12.96 N 3 о финансировании обязательного медицинского страхования. Пунктом 2 договора предусмотрено, что фонд обязуется на основании представленных заявителем договоров обязательного медицинского страхования граждан перечислять обществу денежные средства в соответствии с утвержденными дифференцированными подушевыми нормативами до 15 числа каждого "последующего" месяца.
По мнению общества, объем перечисленных в 2000 году денежных средств занижен фондом на 144647 руб. вследствие использования при расчете объема финансирования недостоверных данных о численности населения Новгородской области, а также неправомерного применения с июня 2000 года половозрастных коэффициентов, введенных в действие постановлением администрации Новгородской области от 02.11.2000 N 309.
При расчете объема финансирования фонд исходил из численности населения 737 803 человека, тогда как по данным Новгородского областного комитета государственной статистики численность населения Новгородской области в 2000 году составляла 727 079 человек.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Как указано в разделе 1 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.98 N 1096, на основе названной Программы и методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, которые могут предусматривать предоставление дополнительных объемов и видов медицинской помощи за счет средств субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона Новгородской области от 03.12.99 N 101-ОЗ "Об основных принципах реализации государственных гарантий по предоставлению населению области бесплатной медицинской помощи" программа государственных гарантий ежегодно разрабатывается государственным органом управления здравоохранением области для обеспечения медицинскими услугами, комплексом санитарно-эпидемиологических мероприятий, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения населения области бесплатно, а также в целях развития системы здравоохранения.
Программа государственных гарантий обеспечения населения области бесплатной медицинской помощью на 2000 год утверждена постановлением администрации Новгородской области от 06.06.2000 N 167.
Как следует из материалов дела, при расчете объема финансирования общества фонд использовал данные о численности населения в Новгородской области, имевшиеся в распоряжении Комитета по охране здоровья населения администрации Новгородской области (письмо от 09.06.03 N 469-б). Следовательно, именно эти данные использовались при разработке ежегодной программы государственных гарантий обеспечения населения области бесплатной медицинской помощью, формировании и исполнении бюджета фонда в 2000 году.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о правомерности действий фонда.
Данные Новгородского областного комитета государственной статистики о численности населения, на которые ссылается общество, опубликованы в сентябре 2000 года (письмо от 05.06.03 N ЦУ/193), следовательно, не могли быть учтены фондом при расчете объема финансирования заявителя в 2000 году.
Кроме того, приведенный обществом в заявлении расчет долга основан на данных о численности постоянного населения области (727 079 человек), опубликованных Новгородским областным комитетом государственной статистики в 2001 году (страница 10 сборника от 2001 года).
Вместе с тем в силу пункта 3 Порядка определения дифференцированных среднедушевых нормативов финансирования областной программы обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением администрации Новгородской области от 09.01.98 N 2, при расчете среднедушевого норматива финансирования медицинских страховых организаций используются данные о численности наличного населения области, которая по сведениям Новгородского областного комитета государственной статистики составляет 728 662 человека (страница 7 сборника от 2000 года). Исковые требования в ходе производства по делу в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не уточнялись.
Однако анализ информационно-аналитических сборников Новгородского областного комитета государственной статистики позволяет сделать вывод, что понятия "наличное население" и "постоянное население" по своему содержанию не совпадают.
Довод общества о том, что применительно к формуле расчета среднедушевого норматива финансирования заявителя численность наличного и численность застрахованного (постоянного) населения не отличаются, является ошибочным.
Согласно статьям 6, 7, 8 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" граждане Российской Федерации имеют право на получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства. На территории Российской Федерации лица, не имеющие гражданства, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.
Из приведенных нормативных положений следует, что объем финансирования страховых организаций должен определяться с учетом наличной численности населения субъекта Российской Федерации, то есть лиц, находящихся на данной территории, включая временно проживающих.
Таким образом, обжалуемое постановление апелляционной инстанции в части отказа обществу в удовлетворении иска является законным и отмене не подлежит.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции фонд признал исковые требования в сумме 82 638 руб., образовавшейся в результате неправомерного применения в период с июня по ноябрь 2000 года половозрастных коэффициентов, и представил расчет указанной суммы задолженности. Данный расчет положен судом апелляционной инстанции в основу обжалуемого постановления в части удовлетворения заявленных обществом требований. Однако по данным общества размер спорной задолженности составляет 99 630 руб. Сверка расчетов сторонами не проводилась.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт в части удовлетворения иска следует отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам провести сверку расчетов задолженности и проверить обоснованность взыскания задолженности по размеру.
Руководствуясь статьей 286, пунктами 1, 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Новгородской области от 15.12.03 по делу N А44-1571/03-С12 в части взыскания с Новгородского областного фонда обязательного медицинского страхования в пользу закрытого акционерного общества "Медицинская страховая компания "Ганзамед" 82 638 руб. задолженности по договору финансирования обязательного медицинского страхования и 2 566,85 руб. государственной пошлины отменить.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда.
В остальной части постановление апелляционной инстанции от 15.12.03 оставить без изменения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
О.В. Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 марта 2004 г. N А44-1571/03-С12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника