Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 апреля 2004 г. N А52/3432/2003/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Клириковой Т.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии предпринимателя Никитина Виктора Сергеевича,
рассмотрев 12.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великие Луки Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 26.11.2003 по делу N А52/3432/2003/2 (судья Яковлев А.Э.),
установил:
Предприниматель Никитин Виктор Сергеевич обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великие Луки Псковской области (далее - инспекция) от 14.07.2003 N 07-26/1626 дсп о привлечении к налоговой ответственности, доначислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и начислении пеней.
Решением суда от 26.11.2003 заявление предпринимателя удовлетворено полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению налогового органа, судом нарушены нормы материального права - подпункты 2 и 4 пункта 1 статьи 165, пункты 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации лесоматериалов на экспорт в налоговый орган предпринимателем не представлены выписки банка, свидетельствующие о поступлении экспортной выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара, представлены копии товаросопроводительных документов (CMR) без отметок российского таможенного органа, проводившего таможенное оформление товара в режиме экспорта, подтверждающих вывоз товара за пределы территории Российской Федерации. В нарушение пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ в представленных счетах-фактурах отсутствуют наименование, адрес грузоотправителя и грузополучателя, ИНН покупателя.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Предприниматель на основании контрактов от 10.12.2001 N 10, от 13.09.2001 N NA/H18/01-1 и от 10.05.2002 N 01/02 осуществлял поставку на экспорт пиломатериалов.
Согласно материалам дела предприниматель 18.04.2003 представил в инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за 2-й квартал 2002 года и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
Инспекция провела камеральную проверку представленных предпринимателем декларации по НДС и документов.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 14.07.2003 N 07-26/1626 дсп о привлечении к налоговой ответственности, доначислении НДС и начислении пеней. Названным решением также отказано в возмещении 2 350 руб. НДС. По мнению инспекции, заявителем нарушены подпункты 2 и 4 пункта 1 статьи 165, пункты 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации лесоматериалов на экспорт в налоговый орган предпринимателем не представлены выписки банка, свидетельствующие о поступлении экспортной выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара, представлены копии товаросопроводительных документов (CMR) без отметок российского таможенного органа, проводившего таможенное оформление товара в режиме экспорта, подтверждающих вывоз товара за пределы территории Российской Федерации. В представленных счетах-фактурах отсутствуют наименование, адрес грузоотправителя и грузополучателя, ИНН покупателя.
Предприниматель не согласился с решением инспекции, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция считает, что суд, удовлетворяя требования предпринимателя, правомерно исходил из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ содержится перечень документов, которые подтверждают обоснованность применения налогоплательщиком ставки 0% и налоговых вычетов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ).
Согласно подпунктам 2 и 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ экспортер обязан представить в налоговый орган выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом особенностей вывоза.
Таким образом, в силу названной нормы и подпункта 1 пункта 1 статьи 165 НК РФ представленной экспортером выпиской банка должен быть подтвержден факт поступления на его счет в российском банке выручки от иностранного лица - покупателя товара, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ и в заключенном с этим лицом контракте на его поставку, то есть фактическое поступление выручки в соответствии с условиями договора поставки.
В соответствии со статьей 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, а также для перепродажи.
Статьей 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных при осуществлении операций, подлежащих налогообложению по ставке 0% (пункт 1 статьи 164 НК РФ), и порядок реализации этого права установлены статьями 165, 171-172 и пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
В силу названных норм для подтверждения права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0% (пункт 6 статьи 164 НК РФ) и предусмотренные статьями 165 и 172 НК РФ документы, на основании которых налоговый орган, проверив в течение трех месяцев обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов (статья 171 НК РФ), должен принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо о полном или частичном отказе в возмещении при наличии на то оснований.
Как установлено судом первой инстанции, в подтверждение вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации предприниматель представил грузовые таможенные декларации, копии товаросопроводительных документов (CMR) с отметками российского таможенного органа, проводившего таможенное оформление товара в режиме экспорта, подтверждающими вывоз товара за пределы территории Российской Федерации. Поступление выручки от иностранных покупателей подтверждено выписками банка, мемориальными ордерами и сообщениями о переводе денежных средств.
Предпринимателем также вместе с возражениями по результатам камеральной проверки в инспекцию представлены 30.06.2003, то есть до вынесения налоговым органом оспариваемого решения, исправленные счета-фактуры, соответствующие требованиям статьи 169 НК РФ.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования предпринимателя, подтвердившего право на применение налоговой ставки 0% по НДС за 2-й квартал 2002 года, и признал незаконным оспариваемое решение инспекции.
Основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 26.11.2003 по делу N А52/3432/2003/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великие Луки Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2004 г. N А52/3432/2003/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника