Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 апреля 2004 г. N А52/3124/03/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В., Малышевой Н.Н., при участии от федерального государственного учреждения "Псковское управление сельскими лесами" Осауленко А.А. (доверенность от 14.11.2003 N 278), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову Саркисяна М.О. (доверенность от 20.01.2004 N 18),
рассмотрев 13.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Псковское управление сельскими лесами" на решение от 24.11.2003 (судья Радионова И.М.) и постановление апелляционной инстанции от 23.01.2004 (судьи Падучих Н.М., Манясева Г.И., Разливанова Т.А.) Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/3124/03/2,
установил:
Федеральное государственное учреждение "Псковское управление сельскими лесами" (далее - ФГУ "Псковское управление сельскими лесами", Управление) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову (далее - налоговая инспекция) от 24.06.2003 N 17-03/1203 о доначислении 1 105435 руб. налога на добавленную стоимость за февраль и март 2003 года, начислении 53 735 руб. 89 коп. пеней за их неполную уплату, а также о привлечении Управления к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 221 087 руб. штрафа.
Решением от 24.11.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.01.2004, ФГУ "Псковское управление сельскими лесами" отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. По мнению подателя жалобы, реализация древесины, полученной в результате осуществления рубок по уходу за лесом, в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ не облагается налогом на добавленную стоимость. Кроме того, Управление указывает на то, что доходы от реализации древесины полностью использованы на нужды лесного хозяйства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных ФГУ "Псковское управление сельскими лесами" деклараций по налогу на добавленную стоимость за февраль-март 2003 года, в ходе которой установила занижение Управлением названного налога в результате невключения в налогооблагаемую базу операций по реализации древесины, полученной в результате осуществления рубок по уходу за лесом.
О результатах проверки налоговый орган сообщил налогоплательщику в письме от 22.05.2003 N 17/642.
После рассмотрения представленных налогоплательщиком возражений, налоговая инспекция приняла решение от 24.06.2003 N 17-03/1203 о доначислении ФГУ "Псковское управление сельскими лесами" 1105435 руб. налога на добавленную стоимость, начислении 53 735 руб. 89 коп. пеней за его неполную уплату, а также о привлечении Управления к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 221 087 руб. штрафа.
Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и оспорил его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований Управление ссылается на то, что осуществление рубок по уходу за лесом относится к его исключительной компетенции и, следовательно, в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ операции по реализации древесины, полученной в ходе осуществления "рубок промежуточного пользования", не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, отказали ФГУ "Псковское управление сельскими лесами" в признании недействительным решения налогового органа, и кассационная инстанция считает судебные акты правильными и не подлежащими отмене.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а реализацией товара в силу статьи 39 НК РФ признается передача на возмездной основе права собственности на товар.
Следовательно, осуществление Управлением в спорный период операций по реализации товара (древесины) признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Кассационная инстанция считает несостоятельной ссылку ФГУ "Псковское управление сельскими лесами" на то, что реализуемая древесина получена в результате рубок по уходу за лесом.
Согласно статье 91 Лесного кодекса Российской Федерации на лесхозы возложены обязанности по уходу за лесами, проведению работ по улучшению породного состава леса, повышению их продуктивности и защитных свойств. Таким образом, к операциям, не подлежащим налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ, в данном случае относятся операции по самой рубке леса, а не по реализации вырубленной древесины.
Необоснован и довод Управления о том, что полученные от реализации древесины денежные средства не являются объектом налогообложения, поскольку это бюджетные средства, которые направляются исключительно на ведение лесного хозяйства. Указанное обстоятельство не может служить основанием для освобождения Управления от уплаты налога на добавленную стоимость, поскольку к неналоговым доходам пункт 4 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесены доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 24.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 23.01.2004 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/3124/03/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Псковское управление сельскими лесами" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 апреля 2004 г. N А52/3124/03/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника