Судья Московского городского суда Харитонов Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО "ЭКСПО" - генерального директора фио
на постановление судьи Замоскворецкого районного суда адрес от 22 марта 2022 г, с учетом определения Замоскворецкого районного суда адрес от 25 мая 2022 г. об исправлении в постановлении описки, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении ООО "ЭКСПО",
УСТАНОВИЛ:
23 ноября 2021г. Советником отдела государственного надзора Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследия фио вынесено определении о возбуждении в отношении ООО "ЭКСПО" дела об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст.7.13 КоАП РФ.
21 января 2022г. Советником отдела административных расследований Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия "Мосгорнаследия" фио в отношении ООО "ЭКСПО" составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. Дело было направлено для рассмотрения в Замоскворецкий районный суд адрес.
Постановлением судьи Замоскворецкого районного суда адрес от 22 марта 2022 г.ООО "ЭКСПО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма
В жалобе, поданной в Московский городской суд законный представитель ООО "ЭКСПО" - генеральный директор фио просит об отмене постановления судьи, прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.
Законный представитель ООО "ЭКСПО" - генеральный директор фио в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла, направила в судебное заседание защитника ООО "ЭКСПО" - фио, в связи с чем, нахожу возможным рассмотреть дело по жалобе в отсутствии заявителя на основании ч.3 ст.25.4 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав защитника ООО "ЭКСПО" - фио, поддержавшего доводы жалобы, изучив доводы жалобы, выслушав в качестве свидетеля - представителя Департамента культурного наследия адрес фио, возражавшего против доводов жалобы и отмены постановления судьи и пояснившего, что в журнале авторского надзора и научного руководства имеются записи фио от 20 апреля 2021 г. и 22 апреля 2021 г, не являющегося ответственным за проведение авторского надзора, записи главного архитектора проекта ООО "ЭКСПО" фио (ответственного за осуществление авторского надзора в соответствии с приказом от 20 августа 2020 г. N 24Н) на момент осмотра (21 мая 2021 г.) отсутствовали, хотя должна была быть подпись именно фио, прихожу к выводу о том, что постановление судьи является законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Частью 1 ст.7.13 КоАП РФ установлено, что нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от двухсот тысяч до сумма прописью.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с ч.1 ст.33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 202 г. N 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ст. 36 ч. 2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" изыскательские, проектные, земляные и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 2 ст. 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Согласно ч. 1, 4 ст. 40 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. следует, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ч.1 ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-Ф3 работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания по проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (ч. 1 ст. 47.3 названного Федерального закона).
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, В соответствии с распоряжением Департамента культурного наследия адрес от 3 ноября 2021 г. N 1062 в период с 10 по 16 ноября 2021г. в отношении ООО "ЭКСПО" проведена внеплановая документарная проверка исполнения требований к содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия регионального значения "Доходный дом, 1842 г, 1891 г, 1899 г, архитектор фио", расположенного по адресу: адрес (далее - Объект).
Приказом Департамента культурного наследия адрес от 18 сентября 2018 г. N 733 Объект включен единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.
Приказом Департамента культурного наследия адрес от 18 сентября 2018 г. N 733 утверждены границы адрес и предмет охраны Объекта.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки (акт проверки от 16 ноября 2021 г. N В258/2021-1062/21 А) в отношении ООО "ЭКСПО" установлено следующее.
Письмом от 9 июня 2020 г. N ДКН-056601-000089/20 проектная документация "Капитальный ремонт многоквартирного дома" на проведение работ по сохранению Объекта, разработанная ООО "ЭКСПО", согласована Мосгорнаследием.
В соответствии с договором от 23 декабря 2020 г. N ККР-000321-20, ООО "АТТИК" является подрядной организацией осуществляющей работы по капитальному ремонту Объекта.
Разрешение Мосгорнаследия от 15 февраля 2021 г. N ДКН-055201-000041/21 на проведение работ по сохранению Объекта выдано ООО "АТТИК" сроком действия до 1 января 2022 г.
В соответствии с договором от 10 марта 2021 г. N АН-9/21, ООО "ЭКСПО" является исполнителем по оказанию услуг по авторскому надзору и научному руководству за выполнением подрядных работ по сохранению Объекта.
На основании задания от 30 апреля 2021 г. N УТК-172/2021, Мосгорнаследием 21 мая 2021 г. проведено мероприятие по государственному надзору за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия от, в ходе которого зафиксировано следующее: проведение работ на Объекте по расчистке кирпича от красочного слоя на дворовом фасаде, в подъезде и в местах общего пользования; проведение работ по ремонту инженерных систем; проведение реставрационных работ лестницы.
В журнале авторского надзора и научного руководства имеются записи фио от 20 апреля 2021 г. и 22 апреля 2021 г, не являющегося ответственным за проведение авторского надзора, записи главного архитектора проекта ООО "ЭКСПО" фио (ответственного за осуществление авторского надзора в соответствии с приказом от 20 августа 2020 г. N 24Н) на момент осмотра (21 мая 2021 г.) отсутствовали.
В ходе проведения проверки представителями ООО "ЭКСПО" представлен журнал авторского надзора уже с имеющимися записями (от 20 апреля 2021 г. и 22 апреля 2021 г.) и отметками ответственного за проведение авторского надзора - фио.
По результатам проведенной проверки установлено, что ООО "ЭКСПО" надлежащим образом не осуществляло авторский надзор (в журнале авторского надзора отсутствуют записи ответственного лица) за проведением работ по сохранению Объекта в период с 20 апреля по 21 мая 2021 г.
Выявленные нарушения обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия Российской Федерации послужили поводом для возбуждения дела об административном правонарушении от 23 ноября 2021 г. N 16-333 АД 2021 в отношении ООО "ЭКСПО" по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Учитывая представленные и имеющиеся сведения, а также сведения из отчета от 21 мая 2021 г. N 168/2021 (журнал авторского надзора), работы на Объекте начаты с 20 апреля 2021 г. На момент проведения осмотра (от 21 мая 2021 г.) установлено, что журнал авторского надзора ООО "ЭКСПО" не заполнен (не указаны сведения о проектной организации, осуществляющей авторский надзор, о научном руководителе, о руководителе авторского коллектива и составе авторского коллектива), отсутствуют подписи ответственного лица за проведением авторского надзора.
ООО "ЭКСПО" является лицензированной подрядной организацией (лицензия Министерства культуры РФ на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия от 1 августа 2014 г. N МКРФ 01881), осуществляющей авторский надзор за проведением работ на Объекте по согласованной проектной документации, на основании договора на оказание услуг по авторскому надзору и научного руководства за выполнением подрядных работ по сохранению Объекта от 10 марта 2021 г. N АН-9/21.
В соответствии с пп. 5.2.4. и 5.2.4.1. договора от 10 марта 2021 г. N АН-9/21 Исполнитель (ООО "ЭКСПО") обязан: регулярно, не реже 1 раза в неделю, вести журналы научного руководства и авторского надзора в соответствии с ГОСТ Р 56200-2014 (раздел 9); каждое посещение объекта, ответственными исполнителями, осуществляющими авторский надзор, регистрируется в журнале авторского надзора.
ГОСТ Р 56200-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия" направлен на реализацию норм Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ и устанавливает общий порядок организации и осуществления научного руководства и авторского надзора на объектах культурного наследия при проведении работ по их сохранению.
В соответствии с п. 9.3 (Раздел 9) ГОСТ Р 56200-2014 журнал авторского надзора оформляется руководителем авторского коллектива перед началом проведения работ.
В соответствии с п. 9.4 (Раздел 9) ГОСТ Р 56200-2014 члены авторского коллектива осуществляют записи в журнале при условии обязательного визирования руководителем авторского коллектива принятых ими решений.
ООО "ЭКСПО" в соответствии с установленными требованиями ГОСТ Р 56200-2014 и условиями договора от 10 марта 2021 г. N АН-9/21, приняло на себя обязательство по исполнению научного руководства и авторского надзора за производством работ по сохранению Объекта.
Материалами дела установлено, что 21 мая 2021 г. при проведении осмотра обнаружен журнал авторского надзора, не заполненный надлежащим образом в соответствии с требованиями раздела 9 ГОСТ Р 56200-2014 (пп. 9.3 и 9.4) (отсутствуют записи ответственного лица за проведение авторского надзора).
Журнал авторского надзора, оформленный надлежащим образом, был представлен в Мосгорнаследие в ходе проведения проверки, после того, как должностное лицо Мосгорнаследия фио 21 мая 2021 г. в ходе проведения осмотра установилафакт отсутствия записей ответственного лица ООО "ЭКСПО" за проведение авторского надзора, в то время как работы на Объекте уже проводились работы, о чем свидетельствуют записи главного инженера фио (от 20 и 22 апреля 2021 г.). В представленном журнале имеются записи, что работы на Объекте начаты 15 марта 2021 г, однако на момент проведения осмотра от 21 мая 2021 г, данные записи отсутствовали.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам, что бездействие ООО "ЭКСПО" по исполнению надлежащим образом требований ГОСТ Р 56200-2014 и условий договора от 10 марта 2021 г. N АН-9/21, способствовало проведению работ на Объекте в отсутствие журнала авторского надзора, оформленного в соответствии с установленными требованиями и что таким образом, бездействие ООО "ЭКСПО", выразившееся в непринятии мер по осуществлению авторского надзора в соответствии с установленными требованиями и правилами при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, является нарушением требований установленных законодательством Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия, в котором усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 адрес.
Действия ООО "ЭКСПО" квалифицированы по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина ООО "ЭКСПО" в совершении вмененного административного правонарушения объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: протоколом об административном правонарушении, определением о возбуждении дела об административном правонарушении N 16-333 АД 2020, отчетом от 21 мая 2021 г. N 168/2021 с приложением материалов фотофиксации (журнал авторского надзора без записей), актом проверки от 16 ноября 2021 г. N В258/2021-1062/21А с копией журнала авторского надзора, протоколом опроса генерального директора ООО фиоПерфильева от 7 декабря 2021 г, протоколом опроса генерального директора ООО "ЭКСПО" фио от 8 декабря 2021 г, протоколом опроса фио от 10 декабря 2021 г, протоколом опроса главного архитектора проекта (ответственного за проведение авторского надзора от ООО "ЭКСПО") фио от 19 января 2022 г, служебными записками Мосгорнаследия, иными материалами.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что указанным юридическим лицом, приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований ст. 33, 40, 45 Федерального закона от 25 февраля 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
С учетом изложенного, судья пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "ЭКСПО" состава вмененного административного правонарушения.
Следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО "ЭКСПО" имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ООО "ЭКСПО" по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с Договором NАН-9/2 от 10.03.2021 г. ООО "ЭКСПО" являлось исполнителем работ по авторскому надзору за проведением работ на Объекте, фио И.А. является главным инженером и сотрудником ООО "ЭКСПО", он как главный специалист организации вел авторский надзор за строительной частью проекта, а именно капитальным ремонтом проводимым ООО "АТТИК", Главный архитектор проекта фио осуществляла авторский надзор по производству работ в части сохранения Объекта и реставрации и кроме того, также проверяла записи фио И.А. в журнале авторского надзора, несостоятельны и не могут служить основанием для отмены постановления судьи.
Указанные доводы были предметом судебного разбирательства суда первой инстанции и отклоняя их, судья обоснованно исходил из того, что на момент проверки записи в журнале авторского надзора (л.д.51) выполнены неуполномоченным лицом, не являющимся членом авторского коллектива, фио и что доказательств, что имеющиеся в журнале решения были приняты с ведома руководителя авторского коллектива фио, в материалы дела не представлено, а последующее визирование данных решений последней не свидетельствует об отсутствии нарушений в действиях общества.
Доводы жалобы о том, что в Национальном стандарте РФ по научному руководству и авторскому надзору не указан срок проверки руководителем авторского коллектива записей в журнале авторского надзора и что таким образом Главный архитектор проекта фио могла в любое время осуществить проверку правильности записей внесения в журнал авторского надзора, не опровергают выводы судьи, не влияют на правильность постановления и не могут служить основанием для отмены постановления судьи.
ООО "ЭКСПО" привлечено судьей районного суда к административной ответственности в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
При назначении административного наказания, судья первой инстанции принял во внимание, что ООО "ЭКСПО" осуществляет авторский надзор за проведением работ на Объекте, при этом отклонений от проектной документации при осуществлении работ не выявлено, впоследствии записи в журнале авторского надзора уполномоченным лицом фио были согласованы, общество к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекалось, каких-либо тяжких последствий от деяния виновного не наступило, вред объекту культурного наследия не причинен, и, расценивая их в качестве исключительных, на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ суд обоснованно счел возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, а именно в размере сумма.
Административное наказание в виде административного штрафа в указанном размере назначено судьей ООО "ЭКСПО" в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ и соответствует санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем обжалуемое постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда адрес от 22 марта 2022 г, с учетом определения Замоскворецкого районного суда адрес от 25 мая 2022 г. об исправлении в постановлении описки, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении ООО "ЭКСПО" - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Харитонов Д.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.