Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 марта 2004 г. N А56-38171/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Коробова К.Ю.,
судей Нефедовой О.Ю. и Шпачевой Т.В.,
при участии от Инспекции Ефимовой С.В. (доверенность от 09.07.2003 N 03-05/154),
рассмотрев 15.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2003 по делу N А56-38171/03 (судья Загараева Л.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Медико-реабилитационный центр "Махаон" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 21.10.2003 N 01-53/699 о назначении административного наказания за нарушение требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон РФ "О применении ККТ") в виде взыскания 30 000 руб. штрафа на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 24.11.2003 требования Общества удовлетворены.
Постановление Инспекции от 21.10.2003 N 01-53/699 признано незаконным и отменено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит решение отменить, ссылаясь на следующее: Инспекцией доказан факт неприменения Обществом контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов за оказанные услуги; Инспекцией не нарушена процедура привлечения Общества к административной ответственности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Инспекции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте слушания дела извещено, представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 09.10.2003 Инспекцией проведена проверка соблюдения требований Закона Российской Федерации "О применении ККТ" в клинике красоты, принадлежащей Обществу.
По результатам проверки Инспекцией составлены акт от 09.10.2003 N 424 и протокол об административном правонарушении от 17.10.2003 N 172. В протоколе об административном правонарушении зафиксирован факт неприменения контрольно-кассовой машины при осуществлении расчетов за услуги по платежным картам в период с 01.10.2003 по 02.10.2003.
Постановлением Инспекции от 21.10.2003 N 01-53/699 Общество привлечено к административной ответственности за нарушение требований Закона Российской Федерации "О применении ККТ" по статье 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб.
Считая, что указанное постановление Инспекции является незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд правомерно исходил из того, что действия заявителя не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
Данный вывод суда кассационная инстанция считает правомерным в связи со следующим.
В определении от 15.05.2001 N 88-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, как следует из предмета регулирования Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", преследуемых данным Законом целей и защищаемых конституционных ценностей, Закон устанавливает требования об обязательном применении контрольно-кассовых машин для учета наличных средств при денежных расчетах с населением.
Аналогично названному закону Закон РФ "О применении ККТ" регулирует общественные отношения в сфере торговли и финансов, устанавливает правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов), направлен на обеспечение фискальных интересов государства и контроля за осуществлением наличных денежных расчетов.
Законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовых машин регулирует налично-денежное обращение при расчетах в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Порядок осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием банковских карт, определен в Положении Центрального банка Российской Федерации "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием" от 09.04.98 N 23-П. Пунктом 5.7 названного Положения установлено, что расчеты с использованием банковских карт осуществляются в соответствии с правилами, предусмотренными действующим законодательством в отношении форм безналичных расчетов.
Согласно пункту 5.1 Положения "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием" при проведении операций с использованием банковских карт обязательно составление документов на бумажном носителе (слип, квитанция электронного терминала) и (или) в электронной форме (документ из электронного журнала терминала или банкомата), а также иных документов, предусмотренных банковскими правилами и (или) договорами, заключенными между участниками расчетов.
После завершения операции покупателю на руки выдается чек терминала, содержащий все необходимые реквизиты, а после окончания рабочего дня терминал автоматически распечатывает отчет о совершенных операциях с банковскими картами, где указываются список операций и итоговая сумма за день.
Факт несоблюдения заявителем порядка расчетов, совершаемых с использованием банковских карт, Инспекцией не доказан. Из материалов дела усматривается, что на момент проведения проверки и составления акта от 09.10.2003 нарушений Обществом требований Закона РФ "О применении ККТ" Инспекцией не выявлено. Указание в протоколе об административном правонарушении от 17.10.2003 на нарушения, допущенные при осуществлении расчетов 01.10.2003 и 02.10.2003, противоречит требованиям статей 26.1, 26.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2003 по делу N А56-38171/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2004 г. N А56-38171/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника