Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 апреля 2004 г. N А56-29418/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Абакумовой И.Д., Кочеровой Л.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Балтснаб" Баранча В.В. (доверенность от 01.08.2003 N 24),
рассмотрев 12.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области на решение от 30.10.2003 (судья Ермишкина Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 12.01.2004 (судьи Шульга Л.А., Звонарева Ю.Н., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-29418/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтснаб" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 17.07.2003 N 13/119-р в части привлечения общества к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 121 061 руб. штрафа.
Решением суда от 30.10.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.01.2004, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявления.
В отзыве общество просит в удовлетворении жалобы отказать, взыскать с налоговой инспекции 16 000 руб. расходов по оплате услуг адвоката, связанных с ведением дела в суде кассационной инстанции.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Налоговая инспекция в установленном порядке извещена о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание представители не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела налоговая инспекция провела выездную проверку соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах, по результатам которой приняла решение от 17.07.2003 N 13/119-р о привлечении заявителя к ответственности, в том числе на основании пункта 2 статьи 119 НК РФ в виде взыскания 121 061 руб. штрафа за непредставление расчета по сбору за выдачу лицензий на право закупки, хранения и оптовой продажи алкогольной продукции за период с 27.10.2000 по 27.10.2001.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что общество не представило в налоговую инспекцию расчет по сбору за выдачу лицензий на право закупки, хранения и оптовой продажи алкогольной продукции за период с 27.10.2000 по 27.10.2001 по выданной 27.10.2000 лицензии серии Б 067270 N 0102 на право осуществления обществом закупки, хранения и оптовой продажи алкогольной продукции. За указанное нарушение заявитель привлечен к ответственности в виде взыскания 121 061 руб. штрафа на основании пункта 2 статьи 119 НК РФ.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что обществу 27.10.2000 выдана лицензия серии Б 067270 N 0102 на право осуществления закупки, хранения и оптовой продажи алкогольной продукции. Срок действия лицензии - с 27.10.2000 по 27.10.2003.
Согласно статье 4 Федерального закона от 08.01.98 N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" (далее - Закон от 08.01.98 N 5-ФЗ) сбор уплачивается ежегодно - один раз за каждый год действия лицензии. Уплата сбора осуществляется организациями, подавшими заявления на получение лицензии, до подачи указанного заявления (за первый год действия этой лицензии), а организациями, получившими лицензии, - не позднее даты введения в действие указанной лицензии (за каждый последующий год ее действия). Плательщики сбора ежегодно представляют в налоговые органы по месту своего нахождения налоговый расчет (декларацию) не позднее 15 дней после даты выдачи лицензии. Одновременно плательщики направляют в налоговые органы копию выданной лицензии.
Статьей 3 Федерального закона от 08.01.98 N 5-ФЗ определен размер сбора, который представляет собой фиксированный платеж в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда (в зависимости от вида деятельности).
Согласно статье 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (статья 80 НК РФ).
Следовательно, расчет сбора на выдачу лицензии не подпадает под определения понятия "налоговая декларация", в связи с чем налоговая инспекция неправомерно привлекла общество к ответственности, установленной пунктом 2 статьи 119 НК РФ.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суд обоснованно удовлетворил заявление общества и оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа не имеется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. В статье 101 АПК РФ указано, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. Из положений статьи 1 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" следует, что под государственной пошлиной понимается установленный названным Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, является платой за рассмотрение дела в суде и подлежит зачислению в федеральный бюджет. Расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), статьей 106 АПК РФ отнесены к судебным издержкам. При этом право на возмещение таких расходов возникает при условии, что сторона понесла затраты, получателем которых является лицо (организация), оказывающее юридические услуги.
Затраты на оплату услуг адвоката по ведению дела в суде кассационной инстанции подтверждаются представленными обществом доказательствами.
Таким образом, с налоговой инспекции в пользу общества подлежат взысканию 16 000 руб. расходов на оплату услуг адвоката.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 110, статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 30.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 12.01.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-29418/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району в пользу общества с ограниченной ответственностью "Балтснаб" 16 000 руб. расходов на оплату услуг его представителя.
Председательствующий |
Л.Л.Никитушкина |
Л.И.Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2004 г. N А56-29418/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника