Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 марта 2004 г. N А05-9624/03-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Кузнецовой Н.Г., Малышевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северодвинский завод дорожных машин" на решение от 04.11.03 (судья Ивашевская Л.И.) и постановление апелляционной инстанции от 12.01.04 (судьи Сумарокова Т.Я., Волков Н.А., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-9624/03-12,
установил:
Открытое акционерное общество "Северодвинский завод дорожных машин" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску (далее - налоговая инспекция, инспекция) от 08.09.03 N 21/4019 об уплате 167 055, 43 руб. недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год.
Решением от 04.11.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.01.04 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты как вынесенные с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, общество с 01.09.02 не должно уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог, поскольку статья 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.02 N 110-ФЗ (далее - Закон N 110-ФЗ), исключающая подпункт "м" (налоги, служащие источниками образования дорожных фондов) пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 N 2118-1, вступила в силу с 31.08.02. Заявитель считает, что суд первой инстанции неправильно истолковал статью 4 Закона N 110-ФЗ, которая посвящена не порядку исчисления налога с сентября по декабрь 2002 года, а регулирует переходный период отмены налога - проведение заключительных расчетов. Также, по мнению подателя жалобы, суд сделал неправильный вывод о продолжительности налогового периода по налогу равного году. Кроме того, заявитель не согласен с позицией налоговой инспекции "об уплате налога на пользователей автомобильных дорог в 2002 году, основанной на применении отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку с его положениями налоговое законодательство не связывает порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах".
Представители общества и налоговой инспекции, надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, у общества имеется недоимка по налогу на пользователей автомобильных дорог за сентябрь - декабрь 2002 года. Требованием от 08.09.03 N 21/4019 налоговый орган предложил обществу уплатить в срок до 24.09.03 в добровольном порядке 167 055, 43 руб. недоимки по названному налогу.
Общество не согласилось с указанным требованием и обжаловало его в суд, полагая, что согласно Закону N 110-ФЗ с сентября 2002 года налог на пользователей автомобильных дорог отменен и не подлежит уплате.
Суд, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что в 2002 году налогоплательщики обязаны уплачивать спорный налог, поскольку он является действующим и законно установленным.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод суда правильным.
Подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлено, что к федеральным налогам относятся налоги, служащие источником образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 и статьей 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" одним из источников образования дорожных фондов является налог на пользователей автомобильных дорог.
Таким образом, налог на пользователей автомобильных дорог следует считать установленным и уплата данного налога должна производиться налогоплательщиками на основании статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Согласно статье 9 Закона N 110-ФЗ из Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" исключена статья 5.
Статьей 21 Закона N 110-ФЗ установлено, что он вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением ряда норм, которые вводятся в действие в особом порядке.
Так, в соответствии со статьей 21 Закона N 110-ФЗ статья 9 указанного закона, вступает в силу с 1 января 2003 года. Следовательно, до 01.01.2003 налог на пользователей автомобильных дорог не отменен.
Этот же вывод следует из статьи 4 Закона N 110-ФЗ, которая оговаривает порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15.01.2003.
Кроме того, статьями 17 и 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентировано, что территориальные дорожные фонды относятся к целевым бюджетным фондам, а доходы территориальных дорожных фондов подлежат учету обособленно в составе доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с приложением N 2 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог являются источником формирования консолидированного бюджета. Согласно статье 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. В Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" изменения в части формирования консолидированного бюджета доходами от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не вносились, поэтому налог подлежит уплате.
Данный вывод подтверждается и тем, что в абзаце 4 статьи 20 Закона N 110-ФЗ Правительству Российской Федерации поручено в связи с отменой с 1 января 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог предусмотреть выделение из федерального бюджета субвенций.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает несостоятельными доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 04.11.03 и постановление апелляционной инстанции от 12.01.04 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-9624/03-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северодвинский завод дорожных машин" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И.Кочерова |
Н.Н.Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2004 г. N А05-9624/03-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника