Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 апреля 2004 г. N А05-10291/03-9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Клириковой Т.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Машиностроительное предприятие "Звездочка" начальника юридического отдела Ковалевой И.Н. (доверенность от 09.09.2002 N 545/76-Д),
рассмотрев 12.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.11.2003 по делу N А05-10291/03-9 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Машиностроительное предприятие "Звездочка" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску Архангельской области (далее - инспекция) от 18.09.2003 N 34-17/3525 об отказе предприятию в возмещении из бюджета 2 085 292 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за май 2003 года в связи с применением налоговой ставки 0% и обязании инспекции возместить налог.
Решением суда от 24.11.2003 заявление предприятия удовлетворено полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и принять новое. Податель жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права - статьи 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Предприятие в нарушение названных норм не представило счета-фактуры и документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при производстве реализованных на экспорт товаров, в связи с чем не имеет права на налоговые вычеты.
При проведении встречной проверки поставщика заявителя не подтверждена уплата им НДС в бюджет.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела предприятие на основании контрактов от 19.09.2001 N 643/07515753/DS0311 и от 10.11.2001 N 643/07515753/DS03010, заключенных с фирмой ABB Azipod OY (Финляндия), осуществляло поставку на экспорт собственной продукции (детали для судов).
Инспекция провела камеральную проверку представленной заявителем 20.06.2003 декларации по НДС по налоговой ставке 0% за май 2003 года, а также документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Налоговый орган направил предприятию требование от 21.08.2003 N 34-16/31276 о представлении копий ряда документов, в том числе договоров с поставщиками; счетов-фактур, выставленных поставщиками; документов, подтверждающих факт оплаты предприятием товаров (работ, услуг), в том числе сумм НДС, поставщикам.
Предприятие не представило в инспекцию перечисленные документы.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 18.09.2003 N 34-17/3525 об отказе предприятию в возмещении из бюджета 2 085 292 руб. НДС по налоговой декларации за май 2003 года в связи с применениемалоговой ставки 0%.
В обоснование отказа в возмещении заявителю из бюджета названной суммы НДС инспекция указала на непредставление налогоплательщиком договоров с поставщиками: счетов-фактур, выставленных поставщиками; документов, подтверждающих факт оплаты предприятием товаров (работ, услуг) поставщикам, в том числе сумм НДС.
Налогоплательщик не согласился с решением инспекции и оспорил его в арбитражный суд.
Суд удовлетворил требования налогоплательщика. При этом суд исходил из того, что предприятие представило все документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, статьи 171 и 172 НК РФ не содержат положений о том, что с налоговой декларацией по НДС налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган счета-фактуры поставщиков и платежные документы об оплате товаров (работ, услуг) поставщикам.
Кассационная инстанция считает решение суда ошибочным.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 статьи 165 НК РФ, представляются следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом особенностей вывоза товаров.
Статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации в отношении: 1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.
Порядок возмещения сумм налога при реализации товаров на экспорт установлен пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
В соответствии с названной нормой суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В силу названных норм налоговый орган обязан провести проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% (документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ), и налоговых вычетов (документов, указанных в пункте 1 статьи 172 НК РФ).
В случае непредставления налогоплательщиком вместе с декларацией и документами, подтверждающими право на применение налоговой ставки 0%, счетов-фактур, выставленных поставщиками, и, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога поставщикам, налоговый орган в соответствии с абзацем четвертым статьи 88 НК РФ вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правильность предъявленных к вычету сумм налога (счета-фактуры поставщиков и документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога поставщикам), а налогоплательщик в собственных интересах обязан представить эти документы.
В данном случае инспекция при проведении проверки в порядке, установленном пунктом 4 статьи 176 и статьей 88 НК РФ, истребовала у налогоплательщика эти документы. Однако предприятие документы ни в налоговую инспекцию, ни в суд первой инстанции не представило.
При указанных обстоятельствах инспекция обоснованно решением от 18.09.2003 N 34-17/3525 отказала предприятию в возмещении 2 085 292 руб. НДС, и у суда отсутствовали основания для признания решения налогового органа недействительным, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а налогоплательщику следует отказать в удовлетворении заявления.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.11.2003 по делу N А05-10291/03-9 отменить.
Федеральному государственному унитарному предприятию "Машиностроительное предприятие "Звездочка" в удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Машиностроительное предприятие "Звездочка" в доход федерального бюджета 1 500 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанции.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2004 г. N А05-10291/03-9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника