Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 марта 2004 г. N А21-6191/03-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В., Ломакина С.А.,
рассмотрев 09.03.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.11.03 по делу N А21-6191/03-С1 (судья Сергеева И.С.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Калининградской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлениями о взыскании с администрации Калининградской области 16 000 руб. штрафов на основании пунктов 1 и 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Определением от 18.08.03 суд по ходатайству истца в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заменил ненадлежащего ответчика надлежащим - отделом ЗАГС администрации Калининградской области (далее - отдел ЗАГС).
Решением суда от 11.11.03 в удовлетворении заявленных требований Инспекции отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 11.11.03. По мнению подателя жалобы, суд сделал неправильный вывод о том, что налоговым органом не соблюдены положения статьи 101.1 НК РФ, предусматривающие составление акта о налоговом правонарушении.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения от 11.11.03 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, отдел ЗАГС 06.02.03, 06.03.03, 03.04.03 и 08.05.03 направил в налоговый орган сведения о регистрации фактов рождения и смерти физических лиц, пропустив 10-дневный срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 85 НК РФ.
Проверив представленные документы, Инспекция сделала вывод о совершении отделом ЗАГС правонарушения, установленного пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, и направила ответчику уведомления о характере правонарушения и времени и месте рассмотрения материалов.
Решением налогового органа от 26.05.03 N 244 отдел ЗАГС привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания 1000 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 129.1 НК РФ, а решениями от 27.05.03 N 257, от 28.05.03 N 258 и от 29.05.03 N 259 - в виде взыскания штрафов по 5000 руб. на основании пункта 2 статьи 129.1 НК РФ за несвоевременное сообщение в Инспекцию сведений о фактах смерти и рождения физических лиц.
В требованиях налогового органа от 26.05.03 N 142, от 27.05.03 N 143, от 28.05.03 N 144 и от 29.05.03 N 145 отделу ЗАГС предложено уплатить названные штрафы в десятидневный срок. В связи с неуплатой ответчиком налоговых санкций в добровольном порядке Инспекция обратилась с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции посчитал, что Инспекция, не составив акты по правилам статьи 101.1 НК РФ, нарушила порядок привлечения отдела ЗАГС к ответственности, а следовательно, приняла незаконные решения о взыскании с него штрафов.
Кассационная инстанция считает выводы суда ошибочными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать о фактах рождения или смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных фактов.
Согласно пункту 1 статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации это лицо должно сообщать налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
В силу пункта 2 названной статьи те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Факты нарушения отделом ЗАГС установленных пунктом 3 статьи 85 НК РФ сроков сообщения в Инспекцию о фактах рождения и смерти физических лиц подтверждаются материалами дела. Кроме того, налоговый орган правильно квалифицировал первое правонарушение по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ, а последующие - по пункту 2 названной статьи по признаку повторности.
Порядок привлечения к налоговой ответственности лиц, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами, предусмотрен статьей 101.1 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 101.1 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте. В случае, когда указанное лицо уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте.
В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Форма акта и требования к его составлению устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Согласно пункту 4 статьи 101.1 НК РФ акт вручается лицу, совершившему нарушение законодательства о налогах и сборах, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, начиная с даты отправки.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что порядок привлечения отдела ЗАГС к ответственности налоговым органом нарушен: акт по установленной форме не составлен, а сообщения Инспекции от 23.05.03 N 1764, от 26.05.03 N 1794, от 27.05.03 N 1827 и от 28.05.03 N 1829 актами не являются. Кроме того, судом установлено, что решения о привлечении отдела ЗАГС к налоговой ответственности приняты Инспекцией с нарушением сроков, установленных пунктами 5 и 6 статьи 101.1 НК РФ.
В соответствии с пунктом 12 статьи 101.1 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований названной статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
В пункте 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" применительно к положениям статьи 101 НК РФ разъяснено, что по смыслу пункта 6 статьи 101 Кодекса нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным.
В данном случае суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.
В частности, при оценке судом соблюдения налоговым органом требований к содержанию решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренных в пункте 3 статьи 101 НК РФ, необходимо иметь в виду, что в таком решении непременно должен быть обозначен его предмет, то есть суть и признаки налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику, со ссылкой на соответствующую статью главы 16 Кодекса.
Цель составления акта - доведение до сведения привлекаемого лица информации о рассмотрении материалов о налоговом правонарушении, его квалификации и установленных фактах (обстоятельствах совершения правонарушения). Письма Инспекции от 23.05.03, 26.05.03, 27.05.03 и 28.05.03 содержат такие сведения. Этими же письмами налоговый орган пригласил представителей отдела ЗАГС для принятия решения по факту нарушения сроков представления сообщений о регистрации рождения и смерти физических лиц, указав время и дату. При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что Инспекция, не составив акт по форме, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 N АП-3-16/138, не нарушила права и законные интересы ответчика.
Более того, установленные пунктами 5 и 6 статьи 101.1 НК РФ сроки не являются пресекательными, а следовательно, их нарушение также не служит безусловным основанием для признания недействительным решения налогового органа о привлечении отдела ЗАГС к налоговой ответственности.
Таким образом, отказ суда в удовлетворении заявленных Инспекцией требований не основан на нормах материального права, в связи с чем решение oт 11.11.03 подлежит отмене, а требования налогового органа - удовлетворению.
Вместе с тем кассационная инстанция считает, что в силу статей 112 и 114 НК РФ штраф подлежит уменьшению до 5000 руб. с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность отдела ЗАГС: незначительное нарушение срока представления сведений, а также большое количество регистрируемых фактов рождения и смерти.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.11.03 по делу N А21-6191/03-С1 отменить.
Взыскать с отдела ЗАГС администрации Калининградской области в доход федерального бюджета 5000 руб. штрафа.
В остальной части заявленные Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Калининградской области требования оставить без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 марта 2004 г. N А21-6191/03-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника