Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 апреля 2004 г. N А56-32755/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Клириковой Т.В.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга ведущего специалиста Чижаковской Ю.В. (доверенность от 16.01.2004 N 14-05/861),
рассмотрев 05.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 20.10.2003 (судья Захаров В.В.) и постановление апелляционной инстанции от 05.01.2004 (судьи Кадулин А.В., Старовойтова О.Р., Гайсановская Е.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-32755/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЦентрСтрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 10.09.2003 N 3070826, уведомления от 09.07.2003 N 07-06/14875 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 4 998 747 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2003 года и обязании налогового органа возвратить заявителю названную сумму налога (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 20.10.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.01.2004, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы считает, что Общество документально не подтвердило право на применение налоговой ставки 0% и возмещение из бюджета 4 998 747 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Поставщик заявителя - общество с ограниченной ответственностью "Регион Строй" (далее - ООО "Регион Строй") свои обязательства перед бюджетом по уплате полученных за товар сумм НДС не исполнил.
Кроме того, Общество в нарушение пункта 3 статьи 1, пункта 9 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", приказа Государственного таможенного комитета России от 16.12.98 в счетах-фактурах, грузовых таможенных декларациях (далее - ГТД) и иных первичных документах указало недостоверные сведения о своем месте нахождения в связи с чем эти документы не могут быть приняты к учету и являться основанием для предъявления налоговых вычетов.
Инспекция также считает, что неправомерность оценки реализации Обществом товара как "реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта" подтверждается письмами Южного таможенного управления Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее - ЮТУ ГТК РФ) от 10.04.2003 N 25-23/4694 "Об оформлении товаров в режиме экспорта в Северо-Осетинской таможне" и от 28.05.2003 N 14694п.
По мнению налогового органа, судом неправомерно принято во внимание письмо Северо-Осетинской таможни от 23.06.2003 N 02-02-14/3210, поскольку оно противоречит позиции ЮТУ ГТК РФ как вышестоящего органа, обладающего полномочиями по отмене решений и действий нижестоящих органов.
Кроме того, в письмах от 19.09.2003 N 25-29/12378 и от 17.10.2003 N 02-02-14/5673 ЮТУ ГТК РФ и Северо-Осетинская таможня повторно не подтвердили факт вывоза заявителем продукции в таможенном режиме экспорта.
Согласно письмам закрытого акционерного общества "Биржа "Санкт-Петербург" от 01.04.2003 N 8821п и от 02.04.2003 N 166 по состоянию на февраль 2003 года средние рыночные цены на реализуемый Обществом товар - "кристалл дакточипа", отсутствуют. Данное обстоятельство свидетельствует о недобросовестности действий Общества по реализации этого товара на экспорт, поскольку осуществлялась реализация товара, не имеющего широкого оборота, что делает невозможным проверку правильности применения цен на товар, приобретенный заявителем у ООО "Академсоюз". Ни в ходе проведения проверки, ни в ходе судебного разбирательства заявитель не представил сведения о реальном производителе указанного товара.
Согласно сведениями ЮТУ ГТК РФ в зоне деятельности Северо-Осетинской таможни в 2002-2003 годах оформлен товар - "кристалл дакточипа" в количестве 119 049 штук при отсутствии какой-либо информации от его производителя.
Представленные Обществом счета-фактуры составлены и выставлены с нарушением порядка, предусмотренного пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку в них указаны недостоверные сведения о месте нахождения заявителя.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направило в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно материалам дела Общество 07.04.2003 представило в налоговый орган декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за март 2003 года, заявив налоговый вычет в размере 4 998 747 руб.
Инспекция уведомлением от 09.07.2003 N 07-06/14875 известила Общество об отказе в возмещении из бюджета 4 998 747 руб. НДС в связи с неподтверждением обоснованности налоговых вычетов.
Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты Обществом в бюджет НДС за период с 01.03.2003 по 31.03.2003. По результатам проверки составлен акт от 13.08.2003 N 3070826, на основании которого с учетом возражений Общества по акту проверки принято решение от 10.09.2003 N 3070826 о привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 832 166 руб. штрафа за неполную уплату НДС, пунктом 1 статьи 120 НК РФ в виде взыскания 5 000 руб. за грубое нарушение, выразившееся в отсутствии первичных документов и неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, а также о доначислении 4 160 832 руб. НДС и 391 951 руб. пеней. Кроме того, Обществу предложено восстановить для бюджета 4 998 747 руб. НДС за март 2003 года.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции удовлетворили требования заявителя, признав необоснованным отказ Инспекции в возмещении Обществу 4 998 747 руб. НДС согласно декларации по налоговой ставке 0% за март 2003 года.
Кассационная инстанция считает судебные акты ошибочными и подлежащими отмене.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган);
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Таким образом, право на возмещение из бюджета суммы НДС возникает у налогоплательщика в случае соблюдения им указанных требований закона. При этом представленные документы должны содержать достоверную информацию.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ в течение трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Поэтому налоговый орган вправе провести проверку не только наличия, но и достоверности документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.
Как видно из материалов дела, Общество согласно договору от 08.01.2003 N 01, заключенному с ООО "Академсоюз", приобрело "кристалл дакточипа" (кремниевый матричный фоточувствительный прибор с переносом заряда, поверхностным каналом, подложкой n-типа), который по договору поручения от 17.12.2002 N 1П, заключенному с дочерним государственным предприятием "РОСТЭК-ОСЕТИЯ", заявитель поручил поверенному реализовать на экспорт на основании контрактов от 05.02.2003 N 05-Э и от 06.02.2003 N 06-Э заключенных с фирмой "CONATEC LLC".
В подтверждение факта вывоза товара в таможенном режиме экспорта Общество представило ГТД N 10307020/280103/0000001 и N 10307020/280103/0000002 с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта.
Как следует из акта целевой инспекторской проверки Северо-Осетинской таможни от 03.04.2003, утвержденного начальником ЮТУ ГТК РФ, а также письма ЮТУ ГТК РФ от 10.04.2003 N 25-23/4694, представленных по запросу Инспекции, экспорт товаров по вышеуказанным ГТД в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации, не производился; Общество не обращалось в таможню за подтверждением фактического вывоза товаров в порядке, установленном приказом ГТК РФ от 26.06.2001 N 598 "О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров".
В письмах ЮТУ ГТК РФ от 12.05.2003 N 25-23/6176 и от 19.09.2003 N 25-29/12378 также указано, что фактический вывоз товара по ГТД N 10307020/280103/0000001 и N 10307020/280103/0000002 не подтвержден.
В письме от 19.09.2003 N 25-29/12378 ЮТУ ГТК РФ указало, что оно как вышестоящий таможенный орган по отношению к Северо-Осетинской таможне считает неподтвержденным факт вывоза товара Обществом. В соответствии со статьей 419 Таможенного кодекса Российской Федерации вышестоящий таможенный орган Российской Федерации или вышестоящее должностное лицо таможенного органа Российской Федерации в любое время в порядке контроля за соблюдением законности вправе отменить или изменить решение нижестоящего таможенного органа Российской Федерации или нижестоящего должностного лица таможенного органа Российской Федерации.
Кроме того, в письме от 17.10.2003 N 02-02-14/5673 Северо-Осетинская таможня не подтвердила вывоз товара по ГТД, представленным Обществом.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает несостоятельным довод жалобы Инспекции о нарушении заявителем требований пункта 5 статьи 169 НК РФ, поскольку в счетах-фактурах, представленных заявителем, указан его юридический адрес, что соответствует положениям названной нормы.
Судом кассационной инстанции не принимается во внимание и довод жалобы Инспекции о неисполнении поставщиком Общества - ООО "Регион Строй" своих налоговых обязательств и отсутствии сведений о реальном производителе экспортируемого заявителем товара, поскольку право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС и применение налоговых вычетов нормами статей 165, 171, 172 и 176 НК РФ не ставится в зависимость от уплаты в бюджет НДС поставщиками экспортера. Наличие данных о производителе экспортируемого товара также не является обязательным условием для применения экспортером налоговой ставки 0%.
Однако Общество не доказало факт вывоза товаров по ГТД N 10307020/280103/0000001 и N 10307020/280103/0000002 за пределы территории Российской Федерации, то есть не подтвердило свое право на возмещение из бюджета соответствующей суммы налога.
При указанных обстоятельствах следует признать, что решение и постановление судов приняты с нарушением норм материального права и подлежат отмене, а в удовлетворении заявления следует отказать.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 20.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 05.01.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-32755/03 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "ЦентрСтрой" в удовлетворении заявления.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЦентрСтрой" 2 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2004 г. N А56-32755/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника