Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 апреля 2004 г. N А56-38255/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кочеровой Л.И. и Кузнецовой Н.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Технология" Румянцева О.С. (доверенность от 12.04.2004), от Инспекции по Выборгскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Романовой Е.А. (доверенность от 29.08.2003 N 17/15578), рассмотрев 13.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Выборгскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2003 по делу N А56-38255/03 (судья Ресовская Т.М.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Технология" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции по Выборгскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 09.10.2003 N 416/07 и о возложении на налоговую инспекцию обязанности возместить Обществу из бюджета 398 110 руб. налога на добавленную стоимость за июнь 2003 года путем возврата на расчетный счет заявителя.
Решением суда от 11.12.2003 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда. По мнению налогового органа, 398 110 руб. налога на добавленную стоимость за июнь 2003 года, уплаченного Обществом поставщикам материальных ресурсов, использованных при экспорте продукции, не подлежат возмещению, так как отсутствуют сведения о перечислении поставщиками Общества в бюджет оспариваемой суммы налога.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, во исполнение контракта от 05.03.2003 N TL-03-01, заключенного с фирмой "Lincoln Premier Corporation" (Виргинские Британские острова), Общество в июне 2003 года реализовало на экспорт товар (сувенирную продукцию).
В представленной в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за июнь 2003 года Общество указало выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, и предъявило к возмещению из бюджета 398 110 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при экспортных поставках.
В подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в налоговую инспекцию документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В заявлении от 15.07.2003 N 19, направленном в налоговый орган, Общество просило возместить 398 110 руб. налога на добавленную стоимость путем возврата этой суммы налога на его расчетный счет.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных Обществом декларации и документов, по результатам которой составила акт от 30.09.2003 N 416/07, мотивированное заключение от 09.10.2003 и приняла решение от 09.10.2003 N 416/07 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 398 110 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за июнь 2003 года.
Отказ в возмещении указанной суммы налога мотивирован отсутствием сведений о перечислении в бюджет поставщиками Общества полученных при расчетах за товары (работы, услуги) сумм налога на добавленную стоимость.
Считая решение налогового органа от 09.10.2003 N 416/07 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и о возложении на налоговый орган обязанности возместить Обществу 398 110 руб. налога путем возврата на расчетный счет.
Суд подтвердил право Общества на возмещение оспариваемой суммы налога на добавленную стоимость, и кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены такого решения суда.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктом 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и вместе с ней предусмотренные статьей 165 НК РФ документы.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, которые должны представляться налогоплательщиком в налоговый орган в целях подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и фактически вывезенных за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Как установлено судом и видно из материалов дела, в подтверждение обоснованности применения ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов Общество представило в налоговый орган все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ.
Этот факт не оспаривается и налоговым органом. О наличии недостатков в оформлении представленных Обществом документов налоговая инспекция не заявляет.
Налоговым законодательством Российской Федерации право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемой продукции, не устанавливается законодательством и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении сумм налога на добавленную стоимость к возмещению.
В пункте 4 статьи 176 НК РФ указано, что возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации по налоговой ставке 0 процентов и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиком и производителем продукции.
В определении от 16.10.2003 N 329-О, принятом Конституционным Судом Российской Федерации по заявлению о проверке конституционности положений абзаца первого пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому, по мнению заявителя, этой норме сложившейся правоприменительной практикой, допускается возможность применения добросовестным налогоплательщиком налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров при условии исполнения всеми предшествующими поставщиками товара на территории Российской Федерации обязанности по перечислению суммы налога в бюджет, Конституционный Суд Российской Федерации высказал свою правовую позицию по этому вопросу.
Конституционный Суд Российской Федерации признал, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Доказательств недобросовестности заявителя при исполнении им налоговых обязанностей и реализации права на возмещение сумм налоговых вычетов налоговым органом не доказано и судом не установлено.
Поэтому довод кассационной жалобы об отсутствии у налоговой инспекции сведений, подтверждающих факт перечисления поставщиком в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, является несостоятельным.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение налоговой инспекции от 09.10.2003 N 416/07 и возложил на налоговый орган обязанность возместить Обществу из бюджета 398 110 руб. налога на добавленную стоимость по декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2003 года.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 11.12.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-38255/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по Выборгскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2004 г. N А56-38255/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника